Организационно-структурное построение исправительных учреждений. Рабочий режим. Один день с начальником отряда в исправительной колонии Начальники отрядов исправительных учреждений


Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Организационно-структурное построение исправительных учреждений

Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония-поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов. В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение. Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.

У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах – отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационно-аналитические отделы (или группы).

В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.

Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги О банках и банковской деятельности автора Украины Верховная Рада

Статья 6. Организационно-правовая форма банкаБанки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.Законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

2.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» от 12 ноября 2001 г. № 14В целях правильного и единообразного применения законодательства о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ПОСТРОЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА СУБСТАНЦИИ1. Название субстанции на русском языке, международное непатентованное название (МНН) и химическое название в соответствии с правилами Международного союза по

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

ПОСТРОЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ1. В заглавии стандарта дается название лекарственного растительного сырья на русском и латинском языках.2. Русские и латинские названия лекарственного растительного сырья

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

Статья 392. Действия, дезорганизующие работу исправительных учрежденийТерроризирование в исправительных учреждениях осужденных или нападение на администрацию, а также организация с этой целью организованной группы или активное участие в такой группе, совершенные

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

42. ПОСТРОЕНИЕ И ПРОВЕРКА ВЕРСИЙ. ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ ИЗ ВЕРСИЙВ основе версий должны лежать определенные фактические данные, которые можно подразделить на две группы:1) полученные из различных источников данные, относящиеся к расследуемому преступлению. Они могут

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Виды и назначение исправительных учрежденийОтбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.В исправительных колониях (ИК) общего режима содержатся лица,

Из книги Экзамен на адвоката автора

Организационно-структурное построение исправительных учрежденийИсправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет

Из книги Юридический Маркетинг автора Засухин Дмитрий

Задачи исправительных учрежденийПеред исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»): исполнение уголовных наказаний в виде

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

38. Виды и назначение исправительных учреждений: колонии общего, строгого и особого режимаОтбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.В исправительных

Из книги автора

39. Виды и назначение исправительных учреждений: тюрьмы, колонии-поселения, воспитательные колонииТюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима: общий и строгий. При строгом режиме не содержатся

Из книги автора

41. Задачи исправительных учрежденийПеред исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»): исполнение уголовных наказаний в виде

Из книги автора

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы.Ограничение свободы(ст. 53 УК).Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих

Из книги автора

ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОГО – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯОчень часто я сталкиваюсь на практике с высказываниями типа «Ну, этому-то можно пиариться! Ему повезло». Почему-то многие искренне считают, что человек становится брендом только благодаря везению. Подобный подход попахивает некоторым

Из книги автора

НЕТВОРКИНГ, ИЛИ ПОСТРОЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕВ этом разделе мы с вами поговорим о таком явлении, как нетворкинг, или, говоря проще, построение деловых связей. В западной литературе есть отличное понятие, относящееся к человеку, профессионально

Из книги автора

Виды и организационно-правовые формы юридических лицСтатья 34 ГК различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.Для коммерческого юридического лица основной целью является получение дохода. Такой доход может быть частично использован и

Деятельность персонала ИУ включает ряд функций. Во-первых, это реше­ние социальной задачи, связанной с профилактикой преступности, ресоциализацией осужденных, выступающих в роли социального объекта. Во-вторых, выполнение названной функции невозможно без укрепления режима; раскры­тия и расследования правонарушений, совершенных во время отбывания на­казания; проведения целенаправленной воспитательной работы с осужденны­ми; организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучения; психологической подготовки осужденных и сотрудников; оптималь­ной организации труда и их трудоиспользования (В. А. Фефелов, Г. И. Коро­лев, В. С. Генералов, 1980).

Каждый вид деятельности персонала кажется автономным. Однако непо­хожие по применяемым способам и средствам виды деятельности совпадают по своим внутренним параметрам, а именно: имеют общий социальный объект – осужденных. При этом личность осужденных претерпевает изменения в связи с теми или иными обстоятельствами. Например, с возникновени­ем организованной преступности структура личности значительно изменялась, становясь более негативной, в результате увеличивался удельный вес тяжких преступлений.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы усложнила объект соци­альной деятельности сотрудника исправительного учреждения. Возросла зна­чимость процесса ресоциализации осужденного и умений диагностировать та­кие характеристики личности, как степень выраженности его криминальной направленности; сопротивляемость воспитательным воздействиям; опыт пре­ступной деятельности; цели и мотивы осужденных в условиях изоляции; осо­бенности связей осужденных с окружающей средой и внешним миром.

Таким образом, деятельность персонала многофункциональна. В ней выде­ляются следующие основные подструктуры:

а) социальная;

б) юридическая;

в) производственно-хозяйственная;

г) психолого-педагогическая (воспитательная);

д) организационно-управленческая (В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, 1975).

Социальная подструктура деятельности сотрудников исправительного уч­реждения направлена на реализацию уголовно-исполнительного законодатель­ства в плане ресоциализации осужденных. Сотрудники ИУ общаются со спе­цифическим контингентом людей, имеющих значительную деформацию нрав­ственных качеств и потребительские взгляды на жизнь.

Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надлежащего исполнения уголовного на­казания в отношении осужденных к лишению свободы.

В процессе исполнения уголовного наказания сотрудникам исправительно­го учреждения приходится сталкиваться со многими отраслями права: трудо­вым, гражданским, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, финансовым, наследственным, поскольку жизнь осужденного в местах лишения свободы строго регламентирована различными правовыми нормами. Для успешного осуществления юридической сферы дея­тельности у персонала пенитенциарного учреждения должно быть сформиро­вано правовое мышление и привита правовая культура. Только при этом усло­вии он может знать, как оказывать юридическую помощь осужденному, стать защитником его интересов и прав. Уважение к законам должно стать личным убеждением каждого сотрудника.

Производственно-хозяйственная подструктура определяет участие ИУ в организации трудовой занятости осужденных. Поэтому всем его сотрудникам необходимы элементарная экономическая подготовка, знание техники, на ко­торой работают осужденные.

Психолого-педагогическая подструктура деятельности сотрудников испра­вительного учреждения связана с умением диагностировать личность и среду осужденных и педагогически правильно воздействовать на них. Исправление и ресоциализация осужденного, оказание ему психологической помощи и преобразование негативной среды составляют суть психолого-педагогической работы.

Организационно-управленческая подструктура деятельности сотрудника исправительного учреждения требует организационных умений и навыков управления общностями осужденных. Без упорядочения жизни и деятельнос­ти осужденных и сотрудников невозможно выполнение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Все подструктуры деятельности сотрудников тесно взаимосвязаны. «Так, надлежащее обеспечение исполнения и отбывания уголовного наказания во многом зависит от четкости организации режима и управления, а эффектив­ность психолого-педагогического воздействия на осужденных с целью их ис­правления и ресоциализации – от осуществления совокупности всех подструк­тур деятельности» (В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, 1975). Осуществление стоящих перед исправительным учреждением задач, успех работы учрежде­ния во многом определяются координацией и взаимосвязью, целенаправлен­ностью работы в отрядном звене.

Особенности функциональной деятельности сотрудников исправительных учреждений заключаются в специфике, связанной с процессом ресоциализации преступников. Отряд возглавляет начальник, на которого возложена основная работа по исправлению осужденных. Он несет персональную ответственность за выполнение всего объема работы, проведение индивидуально-воспитательной работы, изучение личности осужденного, системы его неформальных взаимо­отношений, проведение аттестаций в связи с подготовкой к условно-досрочному освобождению, переводу в колонию-поселение, помилованию и другими изме­нениями правового и социального статуса осужденных.

Начальник отряда проводит регулярные собрания осужденных, принимает их по личным вопросам, разъясняет положения уголовно-исполнительного законодательства, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, решает проблемы бытового и трудового устройства, контролирует процесс общеобразовательного, правового и производственного обучения; обеспечивает соблюдение законных требований осужденных, анализирует ус­ловия и причины совершения преступлений, проводит работу по профилакти­ке и раскрытию преступлений, вносит предложения по поощрению и наказа­нию осужденных, разрешает возникающие в их среде конфликты.

Результаты своей деятельности начальник отряда фиксирует в отчетной документации, где отражает сведения о личности осужденных: паспортные данные, характер совершенного преступления, длительность наказания, величину иска, характер и психологические черты поведения, склонность к азарт­ным играм, правонарушениям, побегу, меры поощрения и взыскания, ре­зультаты воспитательной работы, выполнение производственного плана, за­работок и др.

Через начальника отряда идет общение осужденных с внешним миром: в его ведении вопросы переписки с родственниками, организации свиданий, отправки запросов в различные инстанции, регистрации актов гражданского состояния, проведения различных выплат осужденным через бухгалтерию и многие другие.

Чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, начальник должен изучать и понимать психологические особенности осужденных, выяв­лять среди них лидеров, контролировать процессы образования неформальных групп с отрицательной направленностью, знать способы их разобщения, вовле­кать осужденных в просоциальную деятельность, вести с ними беседу, диалог и дискуссию, применять на практике средства и методы психологической коррек­ции поведения, проводить работу по подготовке осужденных к жизни на свободе.

Сотрудники оперативной и режимной служб проводят дознание и неотлож­ные следственные мероприятия, работу по ликвидации группировок отрица­тельной направленности, осуществляют розыск лиц, совершивших побег, про­водят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, взаимодей­ствуют с подразделениями охраны по организации надзора за осужденными, используют тактические приемы, силы и средства при ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (массовых беспорядков, неповиновения администрации, за­хватов заложников).

Инженерно-технический персонал непосредственно занят решением произ­водственных задач и не только должен обладать специальными знаниями и умениями, связанными с особенностями организации трудовой деятельности осужденных, но и помочь определенной категории осужденных выбрать про­фессию и овладеть специальностью, сформировать мотивацию к труду.

В сферу компетентности работников производства входит, помимо этого, и изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, а также принятие мер по предупреждению преступлений на рабочих местах. При ре­шении этих задач персонал координирует свои усилия с теми сотрудниками исправительного учреждения, которые обеспечивают режим содержания и процесс исправления осужденных.

В силу специфики служебной деятельности весь личный состав должен быть также готов к участию в мероприятиях по борьбе с массовыми эксцессами, проведению операций по освобождению заложников, использованию табель­ного средства связи, владению личным оружием и приемами самозащиты, управлению транспортными средствами, оказанию первой медицинской помо­щи (А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов, 1997).

В исправительном учреждении существует много должностей, отражающих разнообразные направления его деятельности: оперативной, службы безопас­ности, воспитательной, инженерно-технического обеспечения и др. Вместе с тем существует общее направление, объединяющее всех сотрудников и позво­ляющее выделить характерные для них функции: исследовательско-диагностическую; организаторскую; педагогическую (собственно воспитательную); психологического сопровождения и прогнозирования поведения осужденных.

Успешность процесса исправления и ресоциализации осужденных во мно­гом определяется информацией, которой располагает сотрудник о конкретном осужденном, а также об их общностях. Поэтому исследовательско-диагностическая функция является первичной. От информационной достаточности за­висит выбор конкретных программ воздействия, соответствующих методов психолого-педагогического влияния на осужденных. Сбор информации обуслов­ливается степенью подготовленности сотрудника, владения им методиками диагностики личности и среды осужденных. В процессе такой деятельности сотрудник должен уметь определить объекты изучения (личности, официаль­ные или неформальные группы осужденных и т. п.), а также установить пери­одичность или систематичность обследования с учетом поведения осужден­ных, выбрать методы и приемы сбора информации и т. д.

Организаторская функция сотрудников ориентирована на меры по упоря­дочению деятельности групп осужденных и управление ими: рациональное использование сотрудниками рабочего времени; планирование служебной дея­тельности (как текущее, повседневное, так и перспективное); рационализация работы с документами; использование оргтехники и ЭВМ в целях совершен­ствования организации труда.

Организаторские способности сотрудников проявляются при комплектова­нии отрядов, распределении осужденных по бригадам (отделениям), налажи­вании работы самодеятельных организаций, решении текущих вопросов жиз­ни осужденных (перевод из бригады в бригаду, определение на работу или учебу, перевод на другие виды режима и условия, представление к условно-досрочному освобождению и т. п.).

Воспитательная (педагогическая) функция сотрудника исправительного учреждения заключается в его участии в воспитательных мероприятиях и оказании психологической помощи осужденному. Речь прежде всего идет о составлении совместно с психологом программ или планов индивидуальной работы с конкретным осужденным, оценке степени изменения поведения осуж­денного и его ресоциализации. Воспитательная функция может быть реализо­вана через участие в работе совета воспитателей, методических комиссий, под­готовку методических разработок по общению и распространению педагоги­ческого опыта, применению современных психолого-педагогических методов воспитания. Воспитательная деятельность сотрудника ориентирована не только на индивидуальную работу, но и на формирование самодеятельных органи­заций осужденных, преодоление воздействия отрицательно направленных групп осужденных на других.

С воспитательной прямо связана функция психологического корректирова­ния и прогнозирования поведения осужденных 1 .

Прогнозирование позволяет ставить реальные задачи в исправлении и ре-социализации в зависимости от уровня криминализации осужденных, срока наказания и воспитательных возможностей, имеющихся в распоряжении со­трудников исправительного учреждения. Психолого-педагогическое проекти­рование может быть ориентировано на изменение качеств или глубинную пе­рестройку личности. Совместно с психологом начальник отряда и другие со­трудники должны уметь прогнозировать ход процесса адаптации освобожден­ных к условиям жизни на свободе и в связи с этим составлять конкретные рекомендации для органов внутренних дел с учетом потенциальной готовнос­ти освобожденных совершить новое преступление.

Итак, в деятельности сотрудников ИУ выделяются побуждающий, позна­вательный, эмоциональный, коммуникативный и волевой блоки.

Побуждающий блокнаходит свое выражение в профессиональных ценнос­тях, целях и мотивах деятельности сотрудника. Основную роль при этом игра­ют мотивы должностного поведения, которые тесно связаны с ценностными ориентациями и профессиональными целями. Мотивы обеспечивают степень побуждения, активности и волевых усилий сотрудников при решении служеб­ных задач. Профессиональный интерес, долг, ответственность, мастерство положительно влияют на деятельность. К числу факторов, снижающих мо­тивацию и интерес к служебной деятельности, относятся:

Неясность и нечеткость применяемых критериев оценки работы и дости­гаемых результатов;

Частое вмешательство вышестоящих должностных лиц в процесс выпол­нения должностных обязанностей;

Неравномерность служебной загруженности различных отделов и служб;

Наличие постоянных служебных поручений, выходящих за рамки обя­занностей по занимаемой должности (А. И. Папкин, 1990).

1 В разделе «Воздействие и исправление» подготовленного Институтом американского права, объединяющим около 1,5 тысячи правоведов и практических работников в сфере исполнения уголовного наказания, проекта примерного Уголовного кодекса США, принятого в качестве офи­циального документа, изложены основные задачи, цели и содержание исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для возглавляемого им учреждения соответствующей про­граммы, рассчитанной, насколько это осуществимо, на то, чтобы подготовить каждого заключен­ного к принятию на себя ответственности за свое дальнейшее поведение, и на то, чтобы он мог сообразовать свое поведение с требованиями закона.

Современные исправительные учреждения должны ставить перед собой цели социального восстановления.

Эмоциональный блокдеятельности сотрудников обусловлен переживани­ем и проявлением чувств, связанных с особенностями их служебных обязан­ностей. Оптимальное эмоциональное возбуждение (стресс) положительно вли­яет на деятельность. Однако дистрессы, вызванные теми или иными факта­ми у психологически не подготовленного сотрудника, могут блокировать де­ятельность или вызвать частичную потерю работоспособности. К числу основных стрессов, вызывающих большое эмоциональное возбуждение у сот­рудников, относятся: повышенная угроза жизни и здоровью, ответственность за принимаемые решения, внезапная необходимость принять обоснованное решение.

Психологическая неготовность части сотрудников к действиям в экстре­мальных ситуациях (групповые эксцессы осужденных, массовые беспорядки, захваты заложников, отказ от приема пищи, нападение и угрозы) требует юридической защиты и системы специальных упражнений и тренировок. Во­просы психологической готовности сотрудника, преодоления стрессов, разре­шения возникающих проблем входят в волевой блокдеятельности. Он связан с проявлением таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость, дисциплинированность, организованность, самостоятельность и инициативность.

Коммуникативный блокдеятельности сотрудников отражает взаимоот­ношения участников совместного труда. Без общения, обмена информацией о состоянии исправительно-трудового процесса, взаимопомощи и взаимодей­ствия совместная деятельность работников ИУ невозможна. Прежде всего следует выделить контакты работников по вертикали (руководитель – под­чиненные) и по горизонтали (между равными по должностному положению сотрудниками). Контакты могут быть стабильными, периодическими и эпи­зодическими.

Большое значение в служебном взаимодействии приобретают личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам. Исследования по­казывают, что у успешно работающего руководителя есть следующие профес­сиональные качества: компетентность, требовательность и справедливость, умение работать с людьми, принципиальность, порядочность (воспитанность, честность, этичность), знание подчиненных, умение видеть перспективу, са­мокритичность, обязательность. Эффективно работающий рядовой сотрудник характеризуется следующими качествами: профессионализм, исполнительность, психологическая совместимость с коллегами, готовность к взаимопомощи, дисциплинированность, соблюдение субординации, трудолюбие, порядочность, добросовестность, самокритичность, инициативность.

Процесс взаимодействия, его успешность в определенной мере зависят от того, насколько конкретный сотрудник соответствует требованиям другого, предъявляемым как к деятельности, так и к личности человека, занимающего определенную должность. При контакте сотрудников происходят взаимное психологическое влияние их друг на друга, оценка результативности их дей­ствий и корректировка дальнейшего поведения. Познавательный блок в дея­тельности сотрудников чрезвычайно важен и требует отдельного и более под­робного рассмотрения.

32 Полянский Н.Н. Правда и ложь в уголовной защите. М., 1927. С. 69 – 71.

33 См.: Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974. С. 80 – 93.

34 Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. С. 252.

35 См.: Кан Н.П. Некоторые вопросы адвокатской этики // Вопросы защиты по уголовным делам / Под ред. П. С. Элькинд. Л., 1967. С. 196 – 197.

36 См.: Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 1996. С. 399.

37 См.: Уголовный процесс: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов. С. 111.

38 См.: Осипкин В.Н., Рохлин В.И. Доказательства. СПб., 1998. С. 27.

39 См.: Уголовный процесс: Учеб. для вузов / Под ред. проф. П. А. Лупинской. М., 1995. С. 138.

40 См.: Горский Г.Ф., Кокорев Л. Д., Элькинд П.С. Указ. соч. С. 205 – 206.

41 См.: Мосесян Г.С. Оценка доказательств в советском уголовном процессе: Дис…. канд. юрид. наук. Харьков, 1965. С. 21; Каз Ц.М. Субъекты доказывания в советском уголовном процессе. Саратов, 1968. С. 32 – 33; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. С. 295, 299.

Ю.В. Андреев

СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлено, что на его основе федеральными законами определяются особенности службы в отдельных государственных органах 1. К их числу относится государственная служба в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Профессиональная деятельность сотрудников этих органов является одним из видов государственной службы и поэтому регулируется не только Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Особая значимость задач, стоящих перед органами, которые находятся на переднем крае борьбы с преступностью, их многоотраслевая структура, специфика форм и методов деятельности обуславливают особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это порождает особые требования к возрасту, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на столь специфическую государственную службу. Подобные требования в основном проявляются в наличии элементов военизации (принятие присяги, присвоение аттестованному составу специальных званий, ношение ими единой форменной одежды и знаков различия для каждого вида службы, право на постоянное ношение и хранение табельного оружия, строгая дисциплина и субординация, которые регламентируются специальными уставами и положениями 2); в особом порядке приёма на службу и характере прохождения службы; в специфике правового положения сотрудников исправительных учреждений, многие из которых являются должностными лицами. Как сказано в документах Министерства внутренних дел Российской Федерации 3, до принятия закона «О службе в уголовно-

исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста «Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы в полном объёме.

Характеризуя общие методологические основы, присущие в целом всей уголовно-исполнительной системе, необходимо в то же время отметить особенности государственной службы в исправительных учреждениях. Эти особенности заключаются в следующем: во-первых, служба в исправительных учреждениях направлена на выполнение специальных задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством; во-вторых, функции, составляющие основание служебной деятельности исправительных учреждений, носят многоплановый характер, что предопределено самой системой средств исправления осуждённых. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка 4

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 5 к работникам исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы относятся:

а) сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, порядок и условия прохождения службы которых регламентируются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации 6 и нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел России 7;

б) рабочие и служащие, состоящие в штатах исправительного учреждения, деятельность которых регламентируется законодательством Российской Федерации о

труде и правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Таким образом персонал исправительного учреждения представляет собой штат сотрудников рядового и начальствующего состава, осуществляющего исполнение уголовных наказаний, а также рабочих и служащих, занятых обслуживанием и обеспечением производственно-хозяйственной деятельности исправительного учреждения.

Особенностью исследуемой проблемы в уголовно-правовом и уголовноисполнительном аспектах для нас является вопрос о признании сотрудников исправительного учреждения должностными лицами.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации употребляются такие термины, как «администрация» (ч. 3 ст. 11, ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 15, ч.

5 ст. 15, ст. 22, ст. 24, ст. 28, ч. 4 ст. 33, ст. 34, ст. 43, ч. 3 ст. 48, ч. 4 ст. 52, ст. 54-55, ч. 2 ст. 58, ст. 70, ст. 75, ст. 79, ст. 82-83, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 112, п. «г» ст. 118, ч. 1 ст. 129, ст. 180-181, ч. 3 ст. 184, ч. 4 ст. 86 УИК России); «воспитатели отделений» (ч. 5 ст. 139 УИК России); «должностное лицо» (ч. 2 ст. 13, ч. 6 ст. 15, ст. 21, ст. 24, ст. 61,ст. 119 УИК России); «лица, замещающие начальника учреждения» (ст. 117, ч. 1 ст. 119, ч. 3 ст. 137, ч. 1 ст. 138 УИК России); «начальник учреждения» (ч. 3 ст. 13, ч. 4 ст. 85, ч. 3 ст. 96, ч. 6 ст. 97, ч. 4 ст. 116, ч. 2 ст. 117, ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 127, ч. 1 п. «б» ст. 129, ч. 9 ст. 132, ч. 3 ст. 136, ч. 3 ст. 137, ч. 1 ст. 138 УИК России); «начальник отряда»(ч. 3 ст. 59, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 138 УИК России); «персонал» (ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ст. 82, ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 92 УИК России); «сотрудники» (п. а» ст. 134 УИК России). Все эти термины имеют в виду работников исправительного учреждения, которые являются специальными субъектами, но не все они относятся к категории должностных лиц.

Учитывая это важное замечание, необходимо точно и правильно определить характер служебных полномочий и обязанностей, характерных для должностных лиц исправительных учреждений. Нельзя, например, правильно решить вопрос о привлечении лица, работающего в исправительном учреждении, к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК России), если мы не знаем, относится он к категории должностных лиц или нет. Самоуста-новление понятия «специальный субъект» имеет существенное значение для оснований уголовной ответственности, но не обязательно за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так как признаки, характеризующие специального субъекта, характерны и для субъектов других преступлений, предусмотренных уголовно-правовыми нормами действующего уголовного законодательства. Например, преступления, предусмотренные гл. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации, в большинстве случаев совершаются должностными лицами органов правосудия 10

Следовательно, правильное определение должностных лиц среди других работников исправительного учреждения имеет важное значение при проведении борьбы с преступлениями, совершаемыми должностными лицами в процессе их служебной деятельности.

Определяя понятие должностного лица в уголовно-исполнительной сфере, следует заметить, что в качестве представителей власти здесь выступают главным образом сотрудники исправительного учреждения, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, которых условно можно разделить на следующие группы:

а) руководящий состав;

б) состав сотрудников, обеспечивающих безопасность учреждения;

в) сотрудники воспитательного аппарата;

г) сотрудники производственно-хозяйственной деятельности.

Персонал исправительных учреждений к тому же можно дифференцировать на аттестованных и неаттестованных сотрудников, на должностных и недолжностных лиц, которых на практике относят к «администрации исправительных учреждений».

Мы считаем, что под администрацией исправительного учреждения следует понимать совокупность линейных и функциональных руководителей и их заместителей на всех уровнях управления уголовно-исполнительной деятельностью исправительного учреждения, которые имеют право принимать решения, обязательные для широкого круга лиц, и наделённые законодателем правом издавать приказы и распоряжения в соответствии с их компетенцией. К сожалению, в уголовноисполнительном законодательстве не раскрывается понятие «администрация», хотя этот термин довольно часто употребляется в его нормах 11.

Термин «администрация» (от лат. аdmіnіstrаtіо – управление) имеет два значения: 1) совокупность государственных органов, осуществляющих функцию управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия 12.

Руководящий состав – это руководители исправительных учреждений и их заместители, которые реализуют свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого ими государственного органа, которым и является исправительное учреждение. Содержанием деятельности руководителей и их заместителей являются:

а) подготовка и принятие важных управленческих решений по всем направлениям функционирования исправительного учреждения;

б) осуществление управленческой деятельности с использованием различных неправовых форм управления (проведение совещаний, общих и специальных рапортов, собраний, дача указаний, проведение консультаций);

в) контроль за выполнением принятых решений;

г) применение дисциплинарных, административно-юрисдикционных и уголовно-правовых мер принуждения как в отношении осуждённых или сотрудников исправительного учреждения, так и других лиц, посещающих исправительное учреждение.

Должностными лицами этой группы в сфере исполнения уголовных наказаний являются:

а) начальник исправительного учреждения;

б) его заместители: по безопасности и оперативной работе, по воспитательной работе, по лечебно-профилактической работе, по организации труда (он же начальник планово-производственного отдела), по тылу, заместитель начальника учреждения (он же командир батальона/отдельной роты);

в) начальники подразделний, частей, служб или отделов (начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник специального отдела, начальник отдела по воспитательной работе с осуждёнными, начальник отдела кадров, начальник отдела интендантского и хозяйственного обслуживания, начальник коммунально-бытового отдела, главный бухгалтер учреждения).

Возглавляет исправительное учреждение начальник колонии, который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов, занимается подбором, расстановкой и воспитанием подчинённых, общей организацией воспитательного процесса с осуждёнными. При этом он несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач, соблюдение законодательства Российской Федерации, государственной штатной и финансовой дисциплины 13.

Начальник исправительного учреждения является должностным лицом, так как ему свойственны все функции, перечисленные в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса России.

В пределах своей компетенции начальник исправительного учреждения наделён правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами, посещающими исправительное учреждение. Его действия имеют юридическое значение и связаны с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц.

Являясь руководителем исправительного учреждения, его многочисленных служб, подразделений, частей и отделов, он осуществляет управление через своих заместителей, организует, направляет, руководит и контролирует деятельность не только персонала, но и осуждённых. Его организационно-распорядительные полномочия не отделимы от административно-хозяйственных функций, которыми он наделён в силу занимаемой должности. Это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом (его хранением, приумножением и использованием).

Заместители начальника исправительного учреждения, курирующие определённые участки работы (например, по безопасности и охране, по воспитательной работе, по производству, по общим вопросам и тылу), относятся к категории должностных, так как им свойственны функции организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера. Поскольку они вправе совершать юридически значимые действия, обязательные не только для персонала исправительного

учреждения и осуждённых, но и для других лиц, посещающих учреждение, они относятся к представителям власти.

Мы полагаем, что к должностным лицам, помимо начальника исправительного учреждения и его заместителей, относятся начальники структурных подразделений (частей, служб, отделов, отделений).

Их можно отнести к должностным лицам по следующим признакам:

Во-первых, для всех начальников структурных подразделений характерно выполнение организационно-распорядительных функций, так как эти функции неизменно связаны с руководством деятельностью других людей, которые находятся в их непосредственном подчинении, будь то рабочие, служащие или аттестованные сотрудники данного структурного подразделения.

Во-вторых, начальники структурных подразделений в большинстве случаев выполняют одновременно организационно-распорядительные и административнохозяйственные функции, которые позволяют им самостоятельно решать вопросы по поводу владения и распоряжения государственным имуществом, находящимся на балансе структурного подразделения.

Начальники структурных подразделений (за исключением начальника отдела кадров исправительного учреждения, планово-производственного отдела, начальника коммунально-бытового отдела, главного бухгалтера учреждения) наделены функциями представителя власти, но не в том объёме, как это характерно для начальника колонии и его заместителей 14.

По нашему мнению, не только начальник учреждения, его заместители и начальники структурных подразделений относятся к должностным лицам. К данной категории следует относить сотрудников, обеспечивающих безопасность исправительного учреждения, а также сотрудников воспитательного аппарата и сотрудников производственно-технических служб.

Сотрудники, обеспечивающие безопасность исправительного учреждения, относятся к должностным лицам в силу выполнения ими функций представителя власти. К данным должностным лицам относятся оперуполномоченные оперативного отдела, сотрудники отдела безопасности (инспектора всех категорий, сотрудники дежурной части учреждения, младший начальствующий состав групп надзора и охраны), которые, осуществляя свои функции, имеют право в установленном законом порядке проводить регистрацию осуждённых, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъёмку, а также дактилоскопирование, проводить обыски и досмотры осуждённых, жилых и производственных помещений. Они вправе проводить досмотр лиц, посещающих исправительное учреждение или находящихся на прилегающих к нему территориях. Осуществляя свои функции, они вправе требовать от осуждённых и иных лиц (например, рабочих и служащих, работающих с осуждёнными, а также гражданских лиц, посещающих учреждение) исполнения ими обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и ведомственными нормативными актами.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Младшие инспектора отдела безопасности, групп надзора и охраны не имеют подчинённых им по службе лиц, но наделены властными полномочиями по отношению к широкому неопределённому кругу граждан. Для признания их представителями власти следует учитывать обстоятельства, при которых они выполняют свои функции. Например, младшие оперуполномоченные оперативного отдела, отдела безопасности, а также группы надзора и охраны в отношении осуждённых, гражданских или должностных лиц, посещающих исправительное учреждение, могут совершать действия, имею-

щие юридическое значение, и поэтому признаются должностными лицами. В отношениях с сотрудниками учреждения, которые равны им по званию и должности, или с сотрудниками среднего или старшего начальствующего состава, или лицами, являющимися их прямыми начальниками, они не являются должностными лицами, так как не могут совершать действия, имеющие юридическое значение в отношении этих сотрудников.

Мы считаем, что сотрудников воспитательного аппарата исправительного учреждения следует относить к должностным лицам по следующим признакам: а) по функциям представителя власти и б) организационно-распорядительным функциям. Не являются должностными лицами рабочие, служащие и неаттестованные сотрудники воспитательного аппарата (психологи, методисты, библиотекари, руководители кружков, киномеханики-радисты).

Работники исправительного учреждения, выполняющие чисто технические или производственные обязанности, не относятся к должностным лицам, как нельзя признать должностными лицами осуждённых, выполняющих организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях, в силу специфики их работы 15.

Таким образом, к должностным лицам исправительных учреждений следует относить сотрудников рядового и начальствующего состава ИУ, а также служащих, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях по специальному полномочию.

Это объясняется многофункциональностью деятельности сотрудников исправительного учреждения 16, которые, с одной стороны, реализуют государственное принуждение (наказание), с другой – оказывают социально педагогическое воздействие на осуждённых, с третьей – обеспечивают необходимый жизненный уровень осуждённых в местах лишения свободы, с четвёртой – выполняют различные производственные функции, с пятой – обеспечивают прохождение службы аттестованным составом исправительного учреждения.

В исправительных учреждениях как бы сфокусированы все существенные признаки уголовно-исполнительной системы, что находит отражение в их целях, задачах, функциях и структуре 17. Вследствие этого различные отделы, части и службы исправительного учреждения в рамках отведённой им компетенции решают блок задач социального, экономического и правового характера. Следовательно, исправительное учреждение представляет собой и правоохранительный орган, и социальнопедагогическое учреждение, и жилой микрорайон с разветвлённой инфраструктурой, и предприятие, и военизированное подразделение. Исходя из этого функции сотрудников исправительного учреждения тоже различны. Но одни из них являются должностными лицами и несут ответственность по статьям гл. 30 УК России, а другие не относятся к должностным лицам и могут нести ответственность за преступления против личности, собственности, общественной безопасности или общественного порядка.

Приложения

1 См., напр.: Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269; Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.(в редакции Федерального закона от 17 декабря 1995 г.) // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

от 17 ноября 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.; Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”» от 9 мая 1996 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 20. Ст. 2322; «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 сентября 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2334.

2 См., напр.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70; Приказ МВД Российской Федерации № 300 от 25 июля 1993 г. «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел»; Инструкция «О порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД Российской Федерации (Приложение к приказу МВД РФ № 160 от 17.05.94 г.)» // Преступление и наказание. 1995. № 2. С. 48-52.

3 См.: Материал для информирования личного состава УИС о ходе выполнения указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Преступление и наказание. 1998. № 7. С. 54.

4 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997. Ст. 9. С. 18-22.

5 См.: Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность / Под ред. и с предисл. Министра внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашина и Министра юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинникова М., 1998. С. 123.

6 См., напр.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316; Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

7 Там же. 1993. № 2. Ст. 70.

8 См., напр.: Трудовое законодательство: Сб. норматив. актов / Сост. К.Н. Гусов. М., 1997; Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1998.

9 См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г. № 224 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». М., 1997.

10 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С.В. Бородин, С.В. Замятина; Под ред. В.М. Лебедева. М., 1998. С. 816-835.

11 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. Ст. 11-12, 15, 22, 24, 28, 33, 34, 43, 48, 52, 54-55, 58, 70, 75, 79, 82-83, 103-104, 111112, 118, 129, 180-181, 184.

12 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989. С.21.

13 См.: Попов В.И., Попов Г. Л. Организация работы начальника исправительнотрудовой колонии. М., 1982; Соколов Н.И., Севрюгин А. С., Павлухин А.Н. Организация деятельности начальника исправительно-трудовой колонии. Рязань, 1980; Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб., 1996. Ст. 285. С. 141.

14 См., напр.: Панкин А.И. Организация деятельности должностных лиц ИТУ // Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1983. С. 220-223; Петров С.М. Управленческая деятельность должностных лиц исправительно-трудовых колоний и пути её совершенствования: Автореф. дис. … канд.

юрид. наук. М., 1988; Соколов Н.И. Организация деятельности заместителя ИТК по политико-воспитательной работе // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осуждённых. Рязань, 1973. С. 133-134; Петров С.М. Организационные и правовые основы управления исполнением наказания в исправительно-трудовых колониях: Учеб. пособие // Под. ред. Г.А. Туманова / Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников ОВД. Домодедово, 1991.

15 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1978. № 1. С. 4; Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. № 2. С. 12-14.

16 См., напр.: Панкин А.И. Указ. соч. С. 220-223; Петров С.М. Указ. соч.; Соко-

лов Н.И. Указ. соч. С. 133-134.

17 См., напр.: Парфентьев А.М. Принципы определения функций отдельных частей и служб ИТК, полномочий и критериев ответственности должностных лиц // Актуальные проблемы перевоспитания осуждённых. Рязань, 1974. С.359-362; Перегудов А. Г. О значении понятий «цель», «задачи», «функции» в управлении исправительно-трудовой колонией // Проблемы функционирования органов, исполняющих наказание. М., 1987. С. 17-23; Пирожков Ф.А., Александрова И.Р. Социальнопсихологический аспект взаимодействия частей и служб ИТУ // Исправительнотрудовые учреждения. М., 1982. № 21. С. 40-43; Свиридов Г., Сафронов В. Координация усилия служб // Воспитание и правопорядок. 1988. № 1. С. 39-40; Ушаков А. А. Некоторые вопросы обеспечения адаптации к службе в отдельных подразделениях системы ИТУ // Проблемы совершенствования организации деятельности ИТУ. Рязань, 1986. С. 85-92; Фетисов В. Организация труда сотрудников ИТУ // К новой жизни. 1972. № 10. С. 26-28.

Ю.В. Романова

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД И УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Право каждого на доступ к отправлению правосудия – один из краеугольных камней, гарантирующих господство Права. Этому посвящены положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и других актов.

Относительно обеспечения каждому права на наилучшие условия отправления правосудия, о гарантиях судебной защиты и доступе к правосудию говорится в Конституции РФ, законах РФ, Основных законах субъектов РФ и их нормативноправовых актах.

Международные органы по защите прав человека неоднократно подчеркивали, что участие в отправлении правосудия должно быть реальным, а не формальным. Но доступ к правосудию имеет смысл лишь тогда, когда суд действительно способен восстановить нарушенное право. В связи с этим международное сообщество выработало гарантии надлежащей правовой процедуры, именуемые основополагающими гарантиями, удовлетворяющими представлениям о справедливом судебном разбирательстве. Хотя такие гарантии вырабатывались прежде всего применительно к рассмотрению возможности лишения или ограничения свободы, они были распространены на все вопросы, касающиеся нарушения гражданских прав 1.

Регистрационный N 7503

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108), от 13 октября 2004 г. “Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109) и в целях обеспечения дифференцированного подхода к воспитательной работе с осужденными приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) обеспечить исполнение требований Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний.

3. Признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25.03.2003 N 69 “Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.04.2003, регистрационный N 4349);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 08.07.2003 N 161 “О внесении изменений в приказ Минюста России от 25 марта 2003 г. N 69” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2003, регистрационный N 4905).

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Ялунина В.У.

Министр

Ю. Чайка

Положение об отряде осужденныхисправительного учреждения

I. Общие положения

1. Отряд осужденных 1 исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения, тюрьмы и следственного изолятора 2 уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.

2. Задачами отряда являются:

а) обеспечение:

комплексного подхода к организации и проведению с осужденными социальной, психологической и воспитательной работы, направленной на достижение целей исправления, предупреждения совершения новых преступлений;

дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения;

содействия в защите прав, свобод и законных интересов осужденных, сохранении и поддержании их здоровья, оказании им помощи в социальной и психологической адаптации;

использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления, развития полезной инициативы, участия в решении вопросов организации труда, быта и досуга, духовного, профессионального и физического развития;

б) создание условий для:

общеобразовательного обучения и профессионального образования осужденных, в том числе по очно-заочной, заочной и дистанционной формам обучения, просветительской, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;

формирования нравственных и правовых отношений в среде осужденных, развития их стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию;

организации психологической работы с осужденными с целью оказания им психологической помощи, проведения групповой и индивидуальной психокоррекционной работы;

осуществления социальной работы с осужденными, оказания им помощи в решении вопросов восстановления, поддержания и развития социально полезных связей с родственниками, трудовыми коллективами, общественными и религиозными объединениями и иными организациями;

подготовки осужденных к освобождению, содействия их трудовому и бытовому устройству после отбытия наказания и последующей социальной реабилитации;

реализации прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов.

II. Порядок организации отряда

3. Отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии – 120 человек. В СИЗО и тюрьмах численность отряда устанавливается ежегодно территориальным органом ФСИН России.

4. Распределение осужденных по отрядам осуществляется в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний.

5. Осужденные зачисляются в отряд на весь период нахождения в учреждении. Решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, привлечении к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители служб – охраны, оперативной, безопасности (в тюрьме – режима и охраны), специальной, медицинской, производственной и других. Состав комиссии и ее решение утверждаются приказом учреждения.

6. Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. В воспитательной колонии отрядом руководит старший воспитатель – начальник отряда. Должность начальника отряда подлежит замещению лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование.

7. В своей деятельности начальник отряда руководствуется действующим законодательством, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок исполнения уголовных наказаний и организацию профессиональной деятельности сотрудников ИУ, настоящим Положением.

8. Свою работу начальник отряда организует на основе квартального плана воспитательной работы с осужденными, составленного с учетом специфики учреждения, складывающейся обстановки в отряде и на производственных участках, где трудоустроены осужденные отряда, а также предложений других отделов и служб ИУ. План согласовывается с заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе и утверждается начальником ИУ. Привлечение начальников отрядов к деятельности, не связанной с выполнением требований норм уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов Минюста России, настоящего Положения, не допускается.

9. В каждом отряде создается совет воспитателей отряда. Численность и персональный состав совета определяются начальником ИУ согласно требованиям настоящего Положения.

10. Отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети.

III. Организация воспитательной работы в отряде

11. Общее руководство и контроль за организацией воспитательного процесса в отрядах осужденных осуществляет начальник ИУ, который обеспечивает:

комплексный подход к организации и проведению воспитательной работы с осужденными, привлечение к участию в ней сотрудников всех отделов и служб ИУ, а также учителей общеобразовательных школ при ИУ и общеобразовательных школ воспитательных колоний, преподавателей и мастеров профессиональных училищ, представителей общественности, родственников осужденных;

соблюдение прав и законных интересов осужденных, взаимодействие с правозащитными организациями, в установленном порядке осуществляющими контроль за деятельностью ИУ;

выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих режим в ИУ, осуществление мер по повышению его роли в исправлении осужденных;

использование и совершенствование традиционных, выработку и внедрение новых форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, а также положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций;

создание, укрепление и развитие материальной базы для воспитательной работы с осужденными.

12. Руководство организацией воспитательной работы в отрядах осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе, который обеспечивает:

контроль за разработкой планов воспитательной работы с осужденными в учреждении, комплексным применением к ним мер воспитательного воздействия;

взаимодействие сотрудников отдела воспитательной работы с осужденными и начальников отрядов с сотрудниками других служб ИУ;

методическое руководство советами воспитателей отрядов, самодеятельными организациями осужденных, контроль за их формированием и обучением, а также соблюдением уголовно-исполнительного законодательства в процессе их деятельности;

обучение начальников отрядов, членов советов воспитателей отрядов и других сотрудников ИУ формам и методам воспитательной работы с осужденными, основам права, педагогики, психологии и социальной работы;

привлечение к воспитательной работе с осужденными общественных и религиозных объединений, взаимодействие с организациями различных форм собственности с целью содействия осужденным в бытовом и трудовом устройстве, оказания им помощи в социальной адаптации после освобождения.

13. Организацию контроля за поведением осужденных, выполнением ими требований установленного законом порядка отбывания наказания и соблюдением Правил внутреннего распорядка ИУ осуществляет заместитель начальника ИУ по безопасности и оперативной работе (заместитель начальника СИЗО или тюрьмы по охране и режиму), который обеспечивает:

участие сотрудников подчиненных отделов и служб в воспитательном процессе с осужденными и работе советов воспитателей отрядов;

проведение во взаимодействии с сотрудниками воспитательного аппарата ИУ индивидуальной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете, а также с лицами, содержащимися в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, едином помещении камерного типа, помещении камерного типа, одиночных камерах и запираемых помещениях;

организацию занятий с осужденными по вопросам правовых знаний, направленных на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня;

руководство работой секции дисциплины и порядка совета коллектива колонии, их формирование и обучение их членов формам и методам работы.

14. Руководство деятельностью центров занятости осужденных, учебно-производственных и лечебно-производственных (трудовых) мастерских по восстановлению и закреплению профессиональных и трудовых навыков осужденных осуществляет заместитель начальника учреждения – директор центра трудовой адаптации осужденных (заместитель начальника СИЗО по тылу). Он обеспечивает:

непосредственное участие сотрудников центров трудовой адаптации осужденных в воспитательной работе с осужденными и работе советов воспитателей отрядов;

проведение совместно с начальниками отрядов индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на решение социальных задач, связанных с их трудовой адаптацией;

ежеквартальное обобщение совместно с сотрудниками воспитательного аппарата ИУ практики трудовой адаптации осужденных и осуществление мер по улучшению этой работы;

руководство работой секции трудовой адаптации совета коллектива колонии, подбор и обучение ее членов.

15. Материально-бытовое обеспечение осуществляет заместитель начальника ИУ по тылу, который обеспечивает:

поотрядное размещение и коммунально-бытовое обеспечение осужденных;

организацию и проведение смотров санитарно-бытового состояния помещений, закрепленных за отрядами;

руководство работой санитарно-бытовой секции совета коллектива колонии;

организацию занятий с осужденными о бережном отношении к федеральной собственности, экономном расходовании топлива, воды, электрической энергии, продовольствия, вещевого имущества, соблюдение правил ношения формы одежды;

организацию работ осужденных без оплаты труда по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в соответствии со ст. 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

16. Кроме того, руководство ИУ участвует в мероприятиях, проводимых в отрядах.

17. Непосредственно организует работу начальников отрядов начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, который обеспечивает:

разработку планов воспитательной работы в учреждении, определение задач, форм и сроков проведения мероприятий совместно с отделами и службами ИУ;

контроль за составлением и выполнением начальниками отрядов квартальных планов воспитательной работы и планов индивидуальной работы с осужденными;

оказание методической и практической помощи начальникам отрядов, а также их взаимодействие со службами ИУ;

ежемесячный анализ обеспечения прав и законных интересов осужденных, а также состояния дисциплины среди них и дисциплинарной практики в ИУ, выявление причин и условий совершения осужденными правонарушений, выработку и принятие мер по повышению эффективности воспитательного воздействия на осужденных;

проведение во взаимодействии с другими отделами и службами ИУ индивидуальной воспитательной работы с осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, штрафном (дисциплинарном) изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночных камерах;

выявление и осуществление во взаимодействии с заинтересованными службами ИУ учета лиц, склонных к противоправным действиям, проведение с ними комплекса воспитательных мероприятий;

формирование совместно с руководителями отделов и служб ИУ самодеятельных организаций осужденных, обучение формам и методам работы, контроль за их деятельностью;

организацию во взаимодействии с другими отделами и службами ИУ рациональной занятости осужденных в свободное от работы время, проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;

руководство секцией досуга осужденных совета коллектива колонии, формирование ее состава и обучение формам и методам работы;

проведение в отрядах ежемесячных общих собраний осужденных.

IV. Обязанности и права начальника отряда

18. Начальник отряда обязан:

разъяснять осужденным их обязанности и права, условия отбывания наказания, труда и отдыха, оказывать содействие в ознакомлении с Правилами внутреннего распорядка ИУ и воспитательных колоний, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, не реже двух раз в месяц проводить с ними занятия по социально-правовым вопросам, совместно с сотрудниками заинтересованных служб, оказывать осужденным помощь и содействие в защите их прав и законных интересов;

знать положение дел в отряде; изучать личностные качества осужденных, проводить с ними индивидуальную воспитательную работу; предупреждать и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации между осужденными; ежемесячно анализировать состояние дисциплины и дисциплинарной практики в отряде; совместно с сотрудниками других служб ИУ проводить с нарушителями установленного порядка отбывания наказания профилактическую работу, уделяя особое внимание осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, штрафном (дисциплинарном) изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночных камерах; во взаимодействии с заинтересованными службами выявлять и осуществлять учет лиц, склонных к противоправным действиям, проводить с ними комплекс воспитательно-профилактических мероприятий, принимать меры по нейтрализации и разобщению группировок лиц отрицательной направленности;

обеспечивать выполнение осужденными Правил внутреннего распорядка ИУ и воспитательных колоний, требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы;

совместно с сотрудниками отделов и служб ИУ принимать участие в проведении служебных расследований и подготовке необходимых документов по фактам нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания, предлагать меры воздействия в соответствии с тяжестью и характером нарушения, а также с учетом обстоятельств его совершения. Присутствовать при водворении осужденного в штрафной (дисциплинарный) изолятор, переводе в строгие условия отбывания наказания, помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночные камеры, проведении обысковых мероприятий;

обеспечивать совместно с сотрудниками отдела специального учета соблюдение сроков рассмотрения вопросов, связанных с представлением осужденных к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, переводу в колонию-поселение, досрочным освобождением от отбывания наказания;

принимать участие в подготовке необходимых материалов по вопросам представления осужденных к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания, помилования, изменения условий отбывания наказания осужденными и вида ИУ, предоставления им права передвижения без конвоя, а также проживания за пределами территории ИУ;

составлять и согласовывать с сотрудниками заинтересованных служб характеристики на осужденных, определять совместно с ними степень исправления осужденных, использовать в организации этой работы информацию психологической и социальной служб;

ежедневно проводить прием осужденных отряда по личным вопросам, ежемесячно – общие собрания по итогам работы и соблюдению порядка отбывания наказания;

принимать меры, способствующие развитию общественно полезной инициативы осужденных, формировать и направлять работу самодеятельных организаций на укрепление дисциплины и поддержание порядка в помещениях отряда и на закрепленной территории, организацию досуга и быта;

организовывать подготовку и проведение с осужденными просветительских, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и иных мероприятий, обеспечивающих их полезную занятость в свободное от работы и учебы время; способствовать повышению общеобразовательного и профессионального уровня осужденных; определять тематическую направленность стенной газеты и наглядной агитации, оформляемой в отряде;

оказывать помощь осужденным в восстановлении утраченных социально полезных связей, в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания;

содействовать сотрудникам центров трудовой адаптации осужденных в ИУ в восстановлении и закреплении профессиональных и трудовых навыков осужденных. Проводить совместно с ними индивидуальную воспитательную работу, направленную на решение социальных задач, связанных с их трудовой адаптацией;

осуществлять ежедневный обход зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, закрепленных за отрядом приказом начальника ИУ, совместно с другими службами организовывать выполнение осужденными санитарно-гигиенических требований и установленного порядка отбывания наказания;

обеспечивать соблюдение осужденными правил санитарии и гигиены, надлежащее содержание общежития и территории ИУ, закрепленной за отрядом, организовывать и контролировать труд осужденных по их благоустройству, а также работу дневальных по жилым помещениям;

принимать участие в проведении проверок наличия лиц, содержащихся в ИУ, разводов (съемов) их на работу (с работы), присутствовать при проведении обысковых мероприятий, приеме осужденными пищи в столовой, выдаче им посылок (бандеролей), передач, продаже продуктов питания и предметов первой необходимости, ведении телефонных переговоров;

распределять и закреплять за осужденными индивидуальные спальные места, ящики (ячейки) для хранения личных вещей и продуктов питания, места в столовой. Не реже одного раза в месяц проводить осмотр внешнего вида осужденных, состояние одежды и обуви;

повышать свой профессиональный и культурный уровень, проявлять инициативу в работе, умело сочетать законные и обоснованные требования к выполнению осужденными их обязанностей с соблюдением и оказанием содействия в защите их прав, свобод и законных интересов, а также справедливым и внимательным отношением к ним.

19. Начальник отряда имеет право:

участвовать в решении вопросов о представлении осужденных к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменении условий отбывания наказания и вида ИУ, предоставлении права передвижения без конвоя, проживания за пределами территории ИУ, а также выездов из ИУ;

вносить предложения и принимать участие при рассмотрении вопросов, связанных с применением к осужденным мер поощрения и взыскания, признанием их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводом в другой отряд ИУ;

распределять обязанности между членами совета воспитателей отряда, давать им отдельные поручения по вопросам проведения воспитательной работы в отряде, анализировать итоги их деятельности и вносить предложения по совершенствованию их работы;

получать информацию об обстановке в отряде от оперативного дежурного и сотрудника оперативной службы, закрепленного за его отрядом, и принимать необходимые меры по ее реализации в части, касающейся выполнения требований настоящего Положения. Запрашивать в других службах учреждения сведения, имеющие отношение к осужденным отряда, участвовать в решении вопросов, касающихся деятельности отряда;

решать с руководством учреждения вопросы оснащения и оборудования помещений отряда необходимым инвентарем и имуществом, оказания помощи в материально-бытовом обеспечении осужденных;

в установленном законом порядке привлекать к участию в воспитательной работе с осужденными их родственников, членов попечительских советов, представителей общественных и религиозных организаций (объединений) и иных организаций;

применять к осужденным отряда меры поощрений и взысканий в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;

вносить на рассмотрение заседаний комиссии ИУ предложения о постановке осужденных на профилактический учет, а также совместно с другими службами принимать участие в разработке и проведении мероприятий с лицами, состоящими на профилактическом учете.

V. Совет воспитателей отряда

20. Для осуществления воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда 3 .

21. СВО создается приказом учреждения. В его состав входят: начальник отряда, другие сотрудники ИУ, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы при ИУ и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), (в воспитательной колонии – воспитатели, представители родительского комитета). Начальник отряда является председателем СВО и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.

22. В работе СВО могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций (объединений), попечительского совета при ИУ.

23. Заседания СВО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Обсуждаемые вопросы протоколируются секретарем, избранным СВО. Решения СВО принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

28. Итоги работы СВО подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

VI. Учетная документация в отряде

24. Начальник отряда ведет:

дневник индивидуальной воспитательной работы с осужденным в исправительной колонии ().

25. У начальника отряда может быть в наличии иная документация, перечень и формы которой определяются территориальными органами уголовно-исполнительной системы или руководством ИУ, способствующая совершенствованию организации его работы.

26. В отряде воспитательной колонии ведется документация, предусмотренная актами, регламентирующими организацию воспитательной работы.

2 Далее – ИУ, учреждение. Следственный изолятор (СИЗО) выполняет функции исправительного учреждения в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, из числа которых формируется отряд (ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

1. Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

2. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

3. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.

Комментарии к ст. 119 УИК РФ

1. Комментируемая статья определяет круг должностных лиц, правомочных применять меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, за исключением воспитательных колоний (см. комментарий к ст. 138 УИК РФ), а также устанавливает их компетенцию в этой сфере.

Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме наделены начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Это такие лица, на которых приказом начальника исправительного учреждения (на время его отсутствия) либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы возложено исполнение служебных обязанностей начальника учреждения.

2 – 3. Начальники отрядов исправительных учреждений наделены ограниченным объемом полномочий по применению мер поощрения и взыскания.

Из всего перечня дисциплинарных взысканий они имеют право объявлять выговор, причем только в устной форме. Это вызвано, во-первых, необходимостью ориентировать начальника отряда, как организатора воспитательного процесса с осужденными его отряда, более активно проводить мероприятия воспитательного характера, а во-вторых, чтобы избежать возможного субъективного подхода при оценке степени и характера совершенного осужденным правонарушения.

Однако это не умаляет роли начальника отряда в дисциплинарной практике, поскольку ему, как правило, поручается оформление материалов по дисциплинарному производству с последующим докладом начальнику учреждения.

Начальник отряда также представляет материалы о поощрении осужденных начальнику исправительного учреждения. Непосредственно он наделен полномочиями по применению следующих мер поощрения: объявление благодарности; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

Согласно положениям ст. 114 УИК РФ благодарность может быть объявлена в устной или письменной форме, а разрешение на дополнительное расходование денег и досрочное снятие взыскания – только в письменной форме. Между тем не вполне ясна позиция законодателя относительно применения последнего из перечисленных поощрений. Если начальник отряда вправе объявить выговор только в устной форме, то почему ранее наложенный им выговор он может снять досрочно только в письменной форме? Представляется, что этот вопрос нуждается в законодательном уточнении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Raritet34.ru
Добавить комментарий