Open
Close

Порядок проведения проверок органами прокуратуры. Основания для внеплановой проверки прокуратуры и действия юр лица. Каковы сроки рассмотрения документа

Эту небольшую статью я решила написать в помощь моим клиентам-предпринимателям (и не только им), попавшим в поле зрения наших доблестных органов прокуратуры.

В первую очередь обозначу основные принципы поведения, которых нужно придерживаться в общении с прокурорскими работниками.

  1. Улыбайтесь, будьте приветливыми даже если вам не отвечают взаимностью. Тем самым вы вызываете к себе доверие или снисхождение и притупляете бдительность проверяющих. Не идите на открытый конфликт, ни в коем случае, даже если абсолютно убеждены в своей правоте.
  2. В общении с прокурорами не цепляйтесь за формальности, их это бесит и злит.
  3. Не рассказывайте о себе и о своем предприятии ничего лишнего. Просто отвечайте на вопросы и ничего больше. Более того, лучше всего назначить конкретного сотрудника (наиболее умного и адекватного), можно нескольких, которые будут общаться с прокурорами, принимать и исполнять их запросы. Другим же работникам необходимо указать на то, что всё общение с проверяющими должно происходить через определённого вами человека.

Это необходимо для того, чтобы сотрудники вашей организации ненароком не сообщили прокурорам о других возможных нарушениях на предприятии, так как закон позволяет прокурорским работникам при обнаружении признаков любого другого правонарушения, не входящего в предмет их проверки, принять соответствующие меры.

Например, к вам пришли проверять соблюдение противопожарных требований, ну или налоговое законодательство, и в разговоре с техническим персоналом прокуроры выясняют, что заработная плата работника выплачивается один раз в месяц, в то время как по общему правилу, закрепленному в Трудовом кодексе РФ, выплачиваться она должна 2 раза в месяц, если иное не оговорено в трудовом договоре с человеком. В результате вам дополнительно «прилетит» штраф за нарушение трудового законодательства, несмотря на то, что проверять пришли совсем иное.

Фиксируем. Основные принципа поведения в ходе прокурорской проверки:

  • улыбаемся и киваем;
  • не надо умничать, цепляясь за формальности, и указывать прокурорам в чем они правы или нет (это при необходимости надо будет делать потом в письменном виде);
  • не болтаем и назначаем конкретных людей, ответственных за коммуникацию с проверяющими.

Конечно, соблюдение данных принципов может ударить по вашему самолюбию, но это, на мой взгляд, лучше чем по кошельку. В противном случае после одной проверки могут последовать еще несколько, а количество выявленных у вас нарушений и сумма наложенных штрафов вырастут многократно.

Не забывайте, что в силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе потребовать от любого контролирующего органа организовать в отношении вашей организации любую проверку при наличии оснований. Ну а возникновение таких оснований, как вы понимаете, дело техники. Мне, к примеру, рассказывали случаи, когда при необходимости прокуроры сами писали себе жалобы на действия конкретных лиц, чтоб появились законные основания выйти с проверкой.

Напугала, да? Не бойтесь, всё не так страшно. Об этом пойдет речь дальше.

Теперь о том, что может грозить по итогам прокурорской проверки.

Законом предусмотрены следующие меры реагирования, которые могут быть приняты прокурором:

  • предостережение;
  • протест;
  • представление;
  • иск в суд;
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Мной перечислены меры реагирования в порядке возрастания их значимости (скажем так «болезненности») для вас и вашей организации.

Предостережение. Это документ, который вам вручается лично, либо высылается по почте, в котором вы предупреждаетесь о том, что нельзя нарушать закон и если его всё же нарушить, понесёте за это ответственность. Страшно? Вот и я думаю что нет! Об этом и так всем известно. Вам просто сказали, что если сделаете то-то и то-то – будете наказаны.

Ещё нюанс. Предостережения могут объявлять публично, под камеру – не пугайтесь, просто в силу внутренних приказов прокуроры обязаны взаимодействовать со средствами массовой информации и выполнять свою работу гласно. На вас же это никаких обязательств не накладывает, кроме указания в самом предостережении на недопустимость нарушать закон.

Протест. Вы получаете его тогда, когда какой-нибудь локальный правовой акт организации (попросту приказ или распоряжение директора, например) не отвечает требованиям законодательства. Всё к чему вас обязывает здесь закон – это рассмотреть этот проест в 10-дневный срок, после чего сразу же в письменной форме сообщить прокурору, его внесшему, о результатах. И всё!

Закон даже не обязывает обжаловать протест, если вы с ним не согласны. Вы просто в течение 10 дней с момента его поступления пишите в прокуратуру ответ, где соглашаетесь либо нет с высказанными претензиями. Более того, в случае несогласия вы даже не обязаны его обосновывать, хотя я настоятельно рекомендую всегда мотивировать свою позицию. В противном случае это воспринимается как акт неуважения к государственным институтам в лице прокуратуры (см. начало данной статьи).

Так что бояться тут, как вы понимаете, тоже нечего.

Представление. Этот документ зачастую аккумулирует в себе все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки и содержит требование об их устранении.

Закон гласит в этом случае, что представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в месячный срок.

Остановимся поподробнее на этом акте прокурорского реагирования. Первое, что здесь необходимо отметить так это то, что закон обязывает вас рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений (причин и условий) и сообщить о результатах прокурору в письменной форме в течение месяца. Всё!!! Никаких других обязательств не возлагается.

Второе, закон только декларирует, что необходимо принять конкретные меры, а какие именно – решать вам!

Также встречается, когда нарушения носят неустранимый характер – тогда просто констатируете это в ответе прокурору.

В части устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, рекомендую под протокол провести совещание с подчиненными работниками, где демонстративно им указать на неукоснительное соблюдение требований законодательства в ходе осуществления своей деятельности и недопустимость нарушения законов впредь. Формулировку можете взять прямо отсюда. В случае наличия филиальной сети в компании можно обойтись рассылкой соответствующих писем с подобным содержанием.

На практике кто-то даже организовывает соответствующие семинары с работниками, мероприятия по правовому просвещению, различные тренинги, разрабатывает методички или руководящие указания. Это не обязательно, но и не помешает при наличии. Опять же решать вам.

Следующий момент касается рассмотрения представления с участием сотрудника прокуратуры. и необходимости привлечения ваших работников к дисциплинарной или иной ответственности (например, депремирование). Почти всегда эти требования излагаются в тексте представления.

С одной стороны закон прямо не обязывает вас приглашать на рассмотрение представления прокурора, однако, в силу п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорские работники должны непременно принимать участие в таких рассмотрениях своих актов реагирования. В противном случае их наказывают. Поэтому, если не хотите обострения отношений с прокуратурой, лучше пригласить и заформализовать этот процесс. В любом случае ничего нового вам не предъявят и не вменят, а с вас не убудет.

Теперь о привлечении сотрудников компании к дисциплинарной или иной ответственности (под иной здесь следует понимать депремирование, снижение повышающих коэффициентов к зарплате, надбавок, бонусов и прочее). Для прокуроров это достаточно болезненный вопрос, так как по количеству «наказанных» по представлениям негласно оценивается их эффективность.

Да, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе потребовать от вас привлечения лиц, нарушивших закон, к дисциплинарной или иной ответственности. Вместе с тем – это только право потребовать. Привлекать своего сотрудника к ответственности по Трудовому кодексу Российской Федерации или нет – это исключительная прерогатива работодателя. Так что потребовать могут, но решать же снова вам.

Своё «милосердие» в данном случае можно мотивировать низкими заработными платами на предприятии, высокой квалификацией виновного работника, обещанием исправиться в будущем или вероятностью увольнения высококлассного специалиста в случае применения к нему дисциплинарного взыскания и т.д.

Запомните, закон не обязывает вас по требованию прокурора привлекать своих работников к дисциплинарной ответственности либо лишать премий и бонусов.

Пойдем дальше. По Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор (статья 28.4) вправе при наличии оснований возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления.

А вот этой меры прокурорского реагирования стоит несколько опасаться, особенно малому бизнесу. В статье 3.2 названного кодекса перечислены основные виды административного наказания, приведу наиболее «неприятные»:

  • штраф (может достигать 1 млн. руб.);
  • конфискация орудий совершения или предмета административного правонарушения (например, транспортное средство);
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности (особенно неприятно для производств);
  • обязательные работы.

Соответствующее наказание применяется судом или уполномоченным органом власти в зависимости от статьи кодекса, которой предусмотрено административное правонарушение.

Дело в том, что прокуроры хотя и могут возбудить любое дело об административном правонарушении, но рассматривать его всегда будет либо в суд, либо в соответствующий орган власти (например, в Роспотребнадзор, Росприроднадзор, ФАС России и др.).

Также следует упомянуть, что при выявлении одного нарушения, постановления о возбуждении дела выносятся зачастую одновременно в отношении руководителя организации и самого предприятия, причем штрафы для юридических лиц по размеру значительно превышают штрафы для физических и должностных лиц.

Общие рекомендации здесь сложно сформулировать, так как нужно будет описывать всё административное судопроизводство с учетом специфики каждой статьи кодекса. Однако в качестве руководства к действию скажу следующее.

Для того, чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, в том числе прокурором, не пожалейте денег и закажите полный юридический аудит документации и деятельности вашей организации. Это дешевле чем платить штрафы, останавливать производство (продажи) или находиться под арестом, пусть и сроком до 15 суток.

Кстати, наш адвокатский кабинет предоставляет такую услугу.

И второе, при проведении проверки, настоятельно рекомендую получить развернутую консультацию грамотного адвоката, чтобы понять, какие негативные последствия стоит ожидать по итогам прокурорской проверки.

Кроме того, не забывайте, что возбужденное дело может быть прекращено по процессуальным основаниям (неправильно составлено постановление, не получены объяснения от лица, лицо не уведомлено о возбуждении в отношении него дела и др.), а виновный гражданин освобождено от наказания по разным причинам, например, истечение сроков давности, нарушение права на защиту, отсутствие вины, малозначительность совершенного правонарушения и прочее. В этом также поможет адвокат.

Практика показывает, что нередко материалы дела об административном правонарушении не всегда оформляются должным образом, что позволяет в последующем прекратить дело в суде.

Поэтом мы говорим своим клиентам, что выгоднее обратиться к нам, чем платить государству.

Иск в суд. Серьезность этой меры зависит от предмета иска. Однако законом четко очерчен круг вопросов, по которым в деле имеет право принимать участие прокурор. В общих чертах – это иски по защите социальных, трудовых прав граждан, охраны здоровья, защиты материнства, отцовства и детства, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образования. Защита интересов государства и общества в целом.

В области арбитража – это сделки с любым государственным участием, скажем так.

Зачастую удовлетворенные судом иски прокуроров накладывают на организацию дополнительные финансовые обязательства по осуществлению тех или иных действий. Например: строительство очистных сооружений для сбрасываемых сточных вод, установка пандусов и кнопки вызова персонала для инвалидов, монтаж системы оповещения о пожаре и другое.

Однако помимо закона на прокуроров также возлагаются определенные ограничения и ведомственными правовыми актами. Так, пункт 8.4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорским работникам указывает не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Пункт 8.5 названного приказа прямо предписывает исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан, пункт 8.6 – не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

В пункте 13 всё того же приказа говорится, что при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Вообще этот приказ Генерального прокурора России – кладезь информации для подготовки к прокурорской проверке и касается не только исковой работы, но и всей осуществляемой ведомством надзорной деятельности.

Вот ещё! В соответствии с пунктом 15 упомянутого приказа прокуроры обязаны при проведении проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе проверки с выходом на место, также им предписано не допускать факты возложения на организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Направление материалов прокурорской проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела .

Обратите внимание на название. Знаете почему оно такое? Потому что с 2007 года прокуратура лишена полномочий по возбуждению уголовных дел, хотя надзирает за их расследованием. Странно, да! Тем не менее, так оно и есть.

Безусловно, это самое худшее, чем может закончиться прокурорская проверка. Обычно такое направление материалов затем превращается в постановление о возбуждении уголовного дела. Однако бывает такое не всегда.

Совет здесь один – срочно ищите хорошего адвоката, чтобы успеть выстроить линию защиты и не надейтесь на «авось», пока всё не запущено и еще возможно минимизировать неблагоприятные последствия.

После поступления материалов в органы следствия вас или ваших сотрудников снова будут вызывать на объяснения, но уже не в прокуратуру, а к следователю или дознавателю. По истечении 10 дней, а в случае продления – 30 дней, должно быть вынесено постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.

Теперь несколько слов о процедуре самой проверки.

До недавнего времени процедурные моменты здесь были слабо регламентированы, поэтому в любых спорах в суде прокуроры обычно выходили победителями, а большинство их требований признавались законными.

Ситуация поменялась после принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Во исполнение данного постановления Генеральным прокурором России издан приказ от 28.05.2015 № 265.

Вот основные требования данных документов к порядку проведения прокурорских проверок.

Решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки.

Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, который может быть продлен один раз не более чем на 20 рабочих дней с одновременным уведомлением проверяемого лица. Последующие продления срока могут быть приняты только вышестоящим прокурором.

После завершения проверки в течение 10 рабочих дней руководителю или иному уполномоченному лицу организации предоставляется право ознакомления с актом проверки.

При определении для организации срока предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий прокурорам надлежит руководствоваться принципом разумности. Установление срок исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физически и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Исходя из изложенного, делаем вывод, что не стоит бояться прокурорской проверки, хотя к ней, как и к любой другой, стоит заранее быть готовым.

Закон и внутренние документы прокуратуры налагают очень к осуществлению проверочных мероприятий.

И напоследок ещё один секрет: они очень боятся сюжетов в СМИ о том, что органы прокуратуры оказывают административное давление на бизнес. К тому же есть Генпрокуратура России и суд, куда всегда можно написать жалобу.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Под проверкой прокуратуры понимается проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, которую проводят органы прокуратуры. Предмет надзора, осуществляемый прокуратурой, и имеющиеся полномочия закреплены в Разделе III Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Сюда относятся: надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Необходимо учитывать, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применимы к проверкам, проводимым прокуратурой, хотя прокуратура присутствует при проведении таких проверок.

В связи с чем в судебной практике, к сожалению, не редки случаи, когда суды делают вывод об отсутствии необходимости соблюдать органом, чьи сотрудники были привлечены прокуратурой, которая инициировала проведение проверки, в качестве специалистов при проведении такой проверки, положений указанного Федерального закона. Это, на наш взгляд, серьезное упущение, поскольку указанный Федеральный закон предоставляет значительные права и возможности предпринимателям при проведении проверок, в отличие от проверок прокуратуры.

Когда проводится проверка?

Проверка может быть плановой (и тогда вы можете найти вашу компанию в списке проверяемых лиц на сайте Генеральной прокуратуры) и внеплановой. Такая внеплановая проверка проводится, в случае получения информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурорского реагирования, прокуратура проводит проверку. Такая информация может быть получена из обращения гражданина, организации, СМИ и т.д.

Проверка проводится в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре и соответствующими Приказами Генеральной прокуратуры РФ. Например, принят Приказ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Приказ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и иные.

СРОКИ. Срок на проведение проверки органами прокуратуры не установлен.

Какие есть полномочия у прокуратуры при проведении проверки?

В соответствии со ст. 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Полезные советы при проведении у вас проверки

Когда к вам пришли работники прокуратуры с проверкой, обязательно попросите предъявить удостоверение работника прокуратуры. И если все равно сомневаетесь, что перед вами работники прокуратуры, позвоните в эту прокуратуру и уточните про проверку. Если прокурор требует предоставить ему какие-либо документы, которые вы не можете предоставить в связи с отсутствием вашего работника на рабочем месте, советуем письменно изложить невозможность исполнения указанного требования по объективным причинам, и попросить прокурору расписаться на вашем экземпляре (чтобы позже вы не были привлечены к административной ответственности за неисполнение требований прокуратуры).

Перед дачей каких-либо объяснений, советуем позвонить вашему юристу и спросить, стоит ли давать объяснения и если да, то что конкретно указывать. Это важно, поскольку эти объяснения будут в материалах проверки, и если вы будете обжаловать в суд эти результаты, а в объяснениях должностное лицо признает вину, то суд, естественно, откажет в признании результатов проверки незаконными.

Как оформляется результат проверки прокуратуры?

По итогам проведения проверки прокурор выносит любой следующий акт:
- предостережение о недопустимости нарушения закон а
Порядок вынесения предостережения выносится в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».

Предостережение выносится только должностному лицу (например, директору организации) и только в тех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

- выносит представление об устранении нарушений закона
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

При слове прокуратура у большинства возникают ассоциации со следствием, судом, приговором. Между тем, расследование уголовных дел, надзор за предварительным расследованием и поддержание государственного обвинения в судах – только часть деятельности прокуратуры.

Анрей Шиндин, специально для ИА "Клерк.Ру"

Основная функция прокуратуры – это надзор за соблюдением законов, в том числе в деятельности юридических лиц. Вот как определяет ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.1 функции прокуратуры в этой части:

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е. прокуратура может проверять Вас в отношении всего, чего угодно. Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности (если у Вас такая есть), уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст. 21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов. Однако на практике данное ограничение обходится достаточно просто. Прокурор просто даёт поручение соответствующему государственному органу провести такую-то проверку. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

Основанием для проведения проверки может послужить всё, что угодно. Так ст. 21 Закона указывает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Источник информации в Законе не указан, поэтому это может быть что угодно, в том числе публикации в СМИ, обращения граждан и т.д.

На практике причиной проведения в отношении юридического лица прокурорской проверки являются два основания:

  1. жалобы граждан;
  2. план проведения проверок (Генеральная прокуратура ежегодно утверждает план проверок, в котором определяется что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры, данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками, и этот дополненный план «спускается» в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки.
Процедура проведения проверок отличается процедур проверок иными органами.

Во-первых, не предусмотрено процессуальное оформление начала проверки. Поэтому прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки. Ваши требования к сотруднику прокуратуры предъявить какое-либо предписание (распоряжение и т.п.) о проведении проверки будут незаконными. Единственное, что Вы можете потребовать у него – это предъявить служебное удостоверение. Ну и, естественно, позвонить прокурору и уточнить, действительно ли проводится проверка, или же имеет место «частная самодеятельность».

Во-вторых, не устанавливаются рамки проводимой проверки. Если ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)» обязывает указывать в распоряжении (приказе) предмет проверки и запрещает выходить за его пределы, то на сотрудника прокуратуры данное ограничение не распространяется. Придя к Вам с проверкой по одному вопросу, он может проверить Вас и по другим направлениям. Единственный ограничитель здесь время и желание самого работника прокуратуры.

В-третьих, по результатам проверки не составляется какого-либо акта. Если в ходе проверки у Вас найдут какие-либо нарушение, то Вам внесут либо представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо вынесут постановление о возбуждении административного производства, либо вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Если ничего не найдут, то просто молча удалятся.

Рассмотрим полномочия прокурора при проведении проверки (данными полномочиями обладают также и помощники и старшие помощники, проводящие проверку). В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

В случае, если Вы откажетесь представить документы или не явитесь по вызову в прокуратуру, то Вас привлекут к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (наказание штраф, для граждан - от 1000 до 1500 рублей, для должностных лиц от 2000 до 3000 рублей.

Обратите внимание на такое полномочие прокурора как требовать от государственных органов проведения проверок и выделения специалистов. Это означает, что прокурор может направить к Вам любую проверяющую организацию от пожарной охраны и Роспотребнадзора до налоговой инспекции. В практике автора был такой случай: Одна экзальтированная дама – генеральный директор заявила по телефону помощнику прокурора, попросившему предоставить устную информацию, что прокуратура занимается «всякой фигней» и «отрывает её от дела», а информацию «можете посмотреть в Интернете». В течение следующего месяца к ней пришли с проверками налоговая, АТИ, пожарные, Роспотребнадзор и т.д. (всего 15 (!!!) проверяющих организаций).

Если в результате прокурорской проверки у Вас найдут нарушения (а так скорее, всего и будет), то в зависимости от вида нарушений Вам внесут представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо возбудят постановление о возбуждении административного производства, возможно вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Возможно сочетание данных актов прокурорского реагирования. Законом также предусмотрено право прокурора возбудить уголовное дело, но с 07 сентября 2007 года прокурор будет лишен данных полномочий, поэтому в настоящей статье мы данный вопрос не рассматриваем.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт. В Вашем случае это могут быть приказ или какой-нибудь локальный акт, который Вы приняли сами. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В представлении об устранении нарушений закона указываются выявленные нарушения и предписывается устранить их. В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении некоторых Ваших сотрудников к дисциплинарной ответственности. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении административного производства выносится по правилам КоАП РФ. Статья 28.4 КоАП РФ фактически позволяет прокурору возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое установлена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

В отношении вас проводится прокурорская проверка. Получив подобное письмо-счастье от прокуратуры, многие предприниматели впадают в панику, представляя, что скоро придется сменить место жительства с комфортабельной квартиры на тесную камеру с решеткой на окне.

На самом ли деле стоит бояться прокурорской проверки, попробуем разобраться.

Итак, начнем с того, что основное предназначение такого государственного органа как прокуратура – осуществление надзора затем, как соблюдается действующее законодательство субъектами гражданского оборота, то есть юридическими лицами, должностными лицами госорганов, некоммерческими организациями.Так что, любая организация рано или поздно столкнется с прокурорской проверкой.

Отличительной особенностью прокурорской проверки является отсутствие регламента ее проведения.

Закон закрепляет лишь общие правила:

  1. Так, проверка должна касаться лишь тех нарушений, которые были выявлены (например, если проверяется факт невыплаты зарплаты, то проверять документы, касающиеся соблюдения вами лицензионных требований или уплаты налогов не имеют права).
  2. Второе правило касается сроков проведения проверки (предельный срок это 30 дней).
  3. Ну и наконец, меры реагирования по результатам проверки – перечень их исчерпывающий и закреплен в законе.

Оснований для визита прокуратуры может быть два:

  • первое – плановая проверка предприятия,
  • второе – внеплановая проверка.

С плановой проверкой все достаточно понятно, прокуратура составляет на год график проверок и осуществляет свой надзор. График проверок носит открытый характер и заблаговременно размещается на официальном сайте прокуратуры.

Поводом для внеплановой проверки служат выявленные прокуратурой факты нарушения предпринимателем действующего законодательства. Подобные факты могут содержаться в жалобах (конкурентов, контрагентов, клиентов), сообщениях от иных госорганов, в сми (статья в газете или сюжет по телевидению) и т.д.

Проверка может начаться с поступления в ваш адрес письменного запроса, либо сразу с визита сотрудника органов прокуратуры.

Как себя вести при проверке?

Получив письменный запрос у вас будет определенное время на его исполнение.

  • В этом случае стоит внимательно ознакомиться с поступившим письмом, из него вы узнаете о предмете проверки и истребуемых документах.
  • Письменный ответ на запрос прокуратуры должен быть лаконичным и содержать четкие ответы на поставленные вопросы.
  • Направив ответ и запрошенные документы, ждите дальнейшей реакции прокуратуры.

Если же сотрудник надзорного органа пришел к вам лично.

  • В этой ситуации попросите у него предъявить удостоверение, запишите его фамилию, имя, отчество, представляемый им орган прокуратуры и контактные телефоны для связи. В случае сомнений вы можете позвонить в прокуратуру и удостовериться действительно ли к вам явился их сотрудник.
  • После знакомства выясните основания для проверки, не стоит при этом накалять обстановку, хамить и ругаться. Помните, что работник прокуратуры всего лишь человек, который выполняет свою работу, а спокойный диалог поможет быстрее разобраться в ситуации. Как правило, личный визит закончится направлением вам дополнительного запроса, на который вы также подготовите письменный ответ и документы.

Результатом проверки будет либо ее завершение, либо к вам будут применены меры прокурорского реагирования, например: представление об устранении нарушений, либо возбуждение дела об административном правонарушении, обращение в суд и т.д. В случае не согласия с решением прокуратуры, вы можете оспорить результат проверки в судебном порядке.

В целом, если бизнес ведется честно, то опасаться проверки не стоит. Конечно, нарушения есть у всех, но вполне можно отделаться обычным предписанием, либо предостережением. Ну а если вы все-таки применяете нечестные или нелегальные схемы в своей работе, то проверка вполне может обернуться и возбуждением уголовного дела.

Управляющий партнер ООО «ЮриКом»

Александр Пертулесов

juri-kom.ru