Как определить исправен ли вакуумный усилитель тормозов. Основные неисправности вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозной системы (аббревиатура – ВУТ) по праву считается одним из главных механизмов современных авто. Это не удивительно, ведь от правильности работы устройства зависит эффективность торможения и, следовательно, уровень безопасности водителя и пассажиров.

Вот почему важна периодическая проверка вакуумного усилителя тормозов и устранение неисправностей. По каким признакам проще всего диагностировать неисправность? Реально ли отремонтировать или поменять устройство в гараже? Эти и другие моменты рассмотрим ниже.

Конструктивные особенности и принцип работы

Первое, с чем стоит разобраться – конструктивные особенности вакуумного усилителя тормозов и тонкости его функционирования в системе. Как правило, устройство находится в общем блоке с главным цилиндром. В исходном состоянии канал, объединяющий систему с окружающим воздухом, закрыт.

В свою очередь, второй канал остается открытым. На этом этапе диафрагма, которая находится внутри, получает идентичное давление с одной и другой стороны. Кроме того, благодаря действию возвратной пружинки, она всегда расположена в первоначальной позиции.

Когда водитель жмет на тормоз, специальный шток перемещается, немного отклоняется и закрывает вход в канал. Одновременно с этим открывается другой канал, связывающий ВУТ с окружающим воздухом.

После этого атмосферные потоки сходятся с двух сторон и давят каждый со своим усилием. Благодаря разности давления, происходит сдавливание возвратной пружины, а сам шток движется с поршнем цилиндра.

После уменьшения усилия (при этом нога остается на педали) происходит открытие каналов настолько, что движение поршневого узла совсем блокируется, а сам ВУТ находится в режиме ожидания и готов к работе. В такой ситуации любое изменение позиции педали приводит к корректировке разности давлений в устройстве. В итоге машина останавливается, если водитель давит на педаль, или продолжает движение, когда нога отпущена.

При сильном нажатии на педаль происходит резкое изменение давления, из-за чего тормоза срабатывают на пределе возможностей. При этом считается, что благодаря ВУТ эффективность тормозной системы машины возрастает в 5-7 раз. Как только педаль отпускается, диафрагма возвращается на исходную позицию.

Если же система вакуумного усилителя тормозов не работает, требуется диагностика, выявление причины и оперативное устранение дефекта. Как это сделать, будет рассмотрено ниже.

Как проверить работоспособность устройства?

Одна из главных проблем для многих автовладельцев – неумение своевременно распознать поломку и проверить систему ВУТ. В реальности все легко.

Алгоритм проверки вакуумного усилителя следующий:

1. Способ первый. Пускайте мотор и дайте ему 3-5 минут поработать. После отключайте зажигание и жмите на тормоз с привычным для повседневной езды давлением. Если устройство исправно, то первый раз педаль срабатывает в обычном режиме (углубляется до пола).

ВУТ срабатывает, а появившийся вакуум затягивает диафрагму. Устройство, в свою очередь, подталкивает поршень основного цилиндра, и происходит выравнивание давления. Как следствие, все дальнейшие срабатывания тормоза будут «укорачиваться».

Причина в том, что разряжения уже нет. Такое поведение системы нормально и свидетельствует о ее работоспособности. В ситуации, когда между первым, вторым и последующими срабатываниями разницы нет (педаль утапливается до пола), это сигнал поломки системы и необходимости ее ремонта.

2. Способ второй. Чтобы подтвердить или опровергнуть предположения о неисправности узла, проведите еще один опыт. Заглушите мотор, выжмите тормоз, а теперь пускайте двигатель. В этот момент нога должна оставаться на педали и создавать определенное давление.

Если устройство исправно, то в камере ВУТ формируется разряжение, благодаря которому происходит давление мембраны на шток. В итоге система притягивает толкатель, а педаль опускается к полу. Если рычаг остался на прежней позиции, то делаем выводы о неисправности вакуумного усилителя тормозов.

3. Способ третий. Следующая проверка позволяет выявить факты утечки воздуха в системе. Для этого выжимайте тормоз и, не отпуская педаль, глушите мотор. После удерживайте рычаг в такой же позиции еще 30-40 секунд. При нарушении герметичности появляется усилие, которое будет выталкивать рычаг вверх. Если такая проблема не диагностируется, устройство исправно, и утечка в системе отсутствует.

Особенности визуального осмотра вакуумного усилителя

Хороший автовладелец должен знать, как проверить вакуумный усилитель тормозов визуально. Такие навыки помогают вовремя определить неисправность, а в случае чего и подтвердить установленный ранее диагноз.

При визуальном осмотре ВУТ автомобиля действуйте так:

  • Проверяйте место стыка обратного клапана и патрубка (шланга) на качество соединения.
  • Осматривайте фланец и убедитесь в отсутствии дефектов.
  • Оцените состояние изгибов шланга. При наличии трещин или влажных следов масла поменяйте неисправные узлы.
  • Доставайте коврик и под рулевой, осмотрите защитный колпак (пыльник). Он должен быть целым и без потеков жидкости.
  • После обнаружения неисправности поменяйте узел. Стоимость устройства невелика, да и можно дополнительно сэкономить, сделав все самостоятельно.

Как поменять вакуумный усилитель?

Если проверка работоспособности вакуумного усилителя тормозов показала явную поломку, лучшее решение – установить новый узел.

Чтобы заменить ВУТ на ВАЗ, действуйте так:

  • Подготовьте инструмент. Вам потребуется новая деталь, а также наборы ключей (торцевых и рожковых).
  • Отсоедините шток от педали.
  • Отверните тормозной цилиндр и демонтируйте его от ВУТ, тормозные трубки отсоединять не надо, если нет желания после завершения работы прокачивать тормоза, можно обойтись и без этого.
  • Снимайте шланг, который подключен к коллектору впуска и направляется к клапану ВУТ.
  • Откручивайте от кузова крепежный кронштейн, для чего требуется иметь под рукой специальный кардан.
  • Фиксируйте вакуумник к кузову на две пары гаек ключом на «тринадцать».
  • Ставьте кронштейн на новую деталь, для чего с помощью ключа на «семнадцать» откручивайте гайки.
  • Собирайте узел по обратному алгоритму.

Теперь вы знаете, как обнаружить, проверить и устранить неисправность усилителя тормозов. Главное – своевременно диагностировать поломку. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

Усилитель усиливает. Это – аксиома. Методов увеличения прилагаемого усилия придумано множество. Автолюбителям будет интересен принцип работы вакуумного усилителя тормозов. В автомобильной промышленности приоритет отдается вакуумным и гидроусилителям. Связано это с компенсацией обратной связи. При нажатии на педаль тормоза не чувствуются все рывки и удары колес. Гидравлическая компенсация гасит обратную связь и делает использование тормозных систем более комфортным и плавным.

В современных автомобилях движение жидкости по тормозным шлангам регулируется нажатием педали и передается усилителю, который управляет непосредственно поршнем гидроцилиндра, распределяющего равномерно нагрузку по тормозной системе машины.

Почему вакуум?

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов основан на воздействии внешнего атмосферного давления на разряженную область. Данное устройство можно представить как камеру, разделенную между собой эластичной мембраной. Одна половина камеры соединяется непосредственно с атмосферой, а другая – с патрубком выпускного коллектора двигателя, в котором при работе создается давление значительно меньшее, чем в окружающей атмосфере. Это – не вакуум, а достаточно низкое давление, но устройство принято называть усилителем вакуумного типа.

Если давление понижено с одной стороны мембраны, а с другой ее стороны – нормальное атмосферное давление, мембрана начнет изгибаться в сторону разрежения. Использует это физическое явление и схема вакуумного усилителя тормозов. Гибкая мембрана, изгибаясь с достаточным усилием, передает часть своей энергии подвижным частям тормозной системы.

Откуда вакуум?

Вакуум в автомобиле есть, хотя это тоже не совсем он, а лишь разряженная атмосфера, которая возникает в процессе работы двигателя и сгорания топлива.

Как известно для горения нужен кислород, а кислород содержится в атмосфере. Горит топливо сильно, коллектор двигателя засасывает воздух как пылесос, создается разряженная атмосфера – вот её и использует данный тип усилителя в своей работе.

Как это работает?

Разделение атмосферной и разреженной полости непостоянно: при состоянии покоя, когда педаль тормоза находится в полностью отжатом состоянии, полости соединяются между собой через вакуумный клапан, который открыт. Но в то же время клапан атмосферной полости закрыт и в обеих камерах устанавливается давление равное коллекторному давлению работающего двигателя автомобиля.

Через мембрану конструкции проходит шток. Соединение мембраны со штоком герметично. Со стороны камеры с атмосферным давлением шток соединен непосредственно с тормозной педалью через систему крепежей. С другой стороны шток, выходящий из второй камеры, оказывает усилие на поршень гидроцилиндра. Устройство вакуумного усилителя тормозов предусматривает непосредственное соединение педали тормоза и поршня гидроцилиндра тормозной системы, что позволяет ей не терять работоспособность при поломке.

А не теряет тормозная система своих функций из-за прямой связи исполнительного механизма гидроцилиндра с педалью тормоза, мембрана только помогает движению этой связки, используя давление атмосферного столба. Оказывается, воздух не только помогает в сгорании топлива в цилиндрах и крутится в колесах, он еще и берет часть работы водителя, помогая педали нажимать. Как работает вакуумный усилитель тормозов примерно ясно. Его работа основана на тех же законах что и обычного барометра – чем больше внешнее давление, тем больше отклоняется стрелка, прикрепленная к герметичной емкости с откачанным воздухом.

Конструктивно принцип действия вакуумного усилителя тормозов ничем не отличается при функционировании от любого вакуумного устройства с рабочей мембраной (диафрагмой). В эту категорию входят разнообразные насосы и приборы мягкой циркуляции. Отличительная особенность их в том, что клапана механизма имеют управление и перекрываются подвижными деталями. Педаль, находясь в крайнем верхнем положении (отжата), полностью поддерживается центральной пружиной, она и возвращает педаль в это положение, приводит в готовность усилитель, возвращая диафрагму в начальное положение при заглушенном двигателе.

Дави на тормоз

Атмосферный клапан закрыт, а клапан, соединяющий две полости вакуумную и воздушную, открыт. При заведенном двигателе создается разрежение в камерах.

При начале торможения происходит открытие атмосферного клапана и одновременное закрытие соединяющего обе камеры обратного клапана. В камере в этот момент очень разряженная среда, и внешняя атмосфера начинает давить на мембрану с огромной силой, которая увлекает за собой рабочий шток.

Отпускай!

При возвращении педали тормоза обратно происходит следующий процесс: атмосферный клапан закрывается, клапан между двумя половинками – открывается, двигатель работает и разряжение создается вновь, приводя всю систему к первоначальному состоянию – готовности к торможению.

В этих примерах описана работа вакуумного усилителя тормозов ваз, с небольшими изменениями такая система используется во многих моделях современных автомобилей. Такое решение обусловлено, прежде всего, простотой реализации и возможностью использовать природные силы и внешние условия. Малое количество подвижных деталей делает систему весьма надежной и неприхотливой. Основные поломки случаются из-за износа уплотнительных манжет с коллектором двигателя и устраняются даже неподготовленным мастером. В остальных случаях для безопасности при повреждениях предпочтительней заменить полностью неисправный механизм.

Так работает вакуумный усилитель тормозов фото которого обычно представлено в различных ракурсах, что позволяет увидеть как выглядит устройство и определить его примерные габаритные размеры. В статье описаны принципы работы, а схематические рисунки такого усилителя в разрезе подробно расскажут о его внутреннем устройстве и помогут понять принцип действия.

На всех современных автомобиля давно установлена многоконтурная система тормозов, а вакуумный усилитель тормозов выполняет главенствующую роль в обеспечении эффективного торможения. Вакуумный усилитель выполняет дополнительную функцию по созданию вакуума в камере и более эффективному торможению.

Сама деталь состоит из нескольких частей, одна из которых напрямую соединена с педалью тормоза и служит для передачи импульса к нагнетанию вакуума и движению тормозных поршней, другая часть связана непосредственно с тормозами, которые напрямую влияют на качественное торможение вне зависимости от типа покрытия и погодных условий.

Неисправность вакуумного усилителя тормозов повлечет за собой несколько негативных факторов, которые напрямую могут повлиять на управляемость машины и безопасность вождения.

К таким факторам относятся:

  • Уменьшение управляемости автомобиля при неисправном усилителе. Когда во время движения при неисправном усилителе водитель нажимает на педаль тормоза в систему не подается достаточное количество воздуха, автомобиль не может эффективно тормозить и теряет часть управления, что влечет опасность для вождения. Контуры тормозной системы не могут эффективно работать и тормозить (особенно на мокром или снежном покрытии);
  • Ухудшение тормозного пути при обычном или экстренном торможении. При неисправном усилителе автомобиль теряет львиную долю своего потенциала относительно тормозного пути. По независимым замерам ухудшение тормозного пути в зависимости от модели и наличия дополнительных систем может составить порядка 50-70% по отношению к исправной. Именно поэтому так важно вовремя продиагностировать систему на предмет неполадок усилителя тормозов.

На видео- неисправности вакуумного усилителя тормозов:

К основным признакам неисправности относятся:

  • Ухудшение управляемости машины при небольшом торможении. Такой признак может быть вызван не только неисправностью вакуумного усилителя, но одной из явных причин, быть может, именно его неисправность. При проявлении заметного ухудшения управляемости автовладельцу стоит проверить систему на исправность (так как неисправность может быть вызвана опосредованным сбоем в системе торможения, а также сбоем системы со стороны, прилегающей к ней). При диагностировании неисправности со стороны усилителя тормозов, необходимо произвести оперативную замену вышедшего из строя узла на новый;
  • При отсутствии реакции на нажатие педали тормоза. Если во время движения или стояния на месте педаль тормоза не продавливается при нажатии или продавливается, но с большим трудом на лицо явная неисправность вакуумного усилителя. Неисправность заключается в невозможности нагнетания вакуума и давления в камере. При такой неисправности двигаться на автомобиле просто на просто опасно, так как эффективность работы значительно снижено.

На видео- как определить неисправность вакуумного усилителя тормозов:

Проверить данный признак на эффективность можно собственноручно.

  1. Необходимо выключить двигатель и попытаться несколько раз нажать на педаль тормоза (для того чтобы прокачать всю «трассу»).
  2. Затем нужно еще раз запустить двигатель и попытаться опять несколько раз нажать на педаль.
  3. Если реакция осталась прежней, неисправность явно с усилителем тормозов. В таком случае неисправную деталь в срочном порядке необходимо заменить на новую.

Строение тормозной системы большинства автомобилей линейки отечественного завода ВАЗ абсолютно идентично. На протяжении многих лет конструкция тормозной системы не подлежала изменению, это же касается и автомобилей ГАЗ.

Отличием заключаются лишь в конструкции самого усилителя тормозов. Отличается размер (у моделей линейки ГАЗ Газель он соответственно больше, так как масса и габариты автомобиля больше и ему требуется более мощная система).

На видео- признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов ваз 2110:

Также различается механизм ввиду отличий переднего привода от заднего (соответственно ВАЗ с индексом 2110 и 2114 переднеприводные модели, 2107 заднеприводные). Однако несмотря на все различия в конструкции и размере устройств признаки и работа системы на данных автомобилях практически идентичны. Признаки неисправности универсальны для этих моделей.

Каждый опытный водитель прекрасно понимает, что от надежной работоспособности тормозной системы зависит очень многое. Особое внимание следует уделять вакуумному усилителю (ВУТ), поскольку он испытывает значительные нагрузки в ходе своей эксплуатации. Именно поэтому хозяину следует постоянно следить за состоянием данного узла автомобиля, что позволит во многом предотвратить серьезные неисправности вакуумного усилителя тормозов .

Назначение ВУТ

Современная конструкция тормозной системы включает в себя специальное устройство, которое позволяет в значительной степени облегчить воздействие водителя на педаль тормоза. Таким агрегатом является вакуумный усилитель, который призван также повысить эффективность замедления авто, сведя тормозной путь к минимуму. Важно также учесть, что без такого механизма остановить практически любой автомобиль было бы невозможно, поскольку силы водителя просто не хватило бы на то, чтобы передать прямое усилие тормозным колодкам. Именно поэтому уже в течение многих десятилетий на всех автомобилях вне зависимости от их назначения и типа используется ВУТ.

Конструкционные особенности ВУТ

Чтобы понимать причины неисправности вакуумного усилителя тормозов следует, прежде всего, хотя бы в общих чертах представлять себе его устройство. С конструктивной точки зрения данный агрегат имеет не слишком сложную систему и составляет единый блок, состоящий из 2-х главных элементов – атмосферной камеры (расположенной со стороны водителя) и вакуумной части (расположенной со стороны двигателя). Вакуумная камера соединена со специальным впускным коллектором, который является источником разряжения и взаимодействует с основной камерой через специальный клапан. Для обеспечения более надежной работы ВУТ в дизельных авто используется электронасос, поэтому вакуумный усилитель очень зависим от работы двигателя.

Принцип работы ВУТ

При нажатии на педаль тормоза атмосферная камера соединяется с вакуумной посредством толкателя, который перемещает клапан слежения. После этого диафрагма соединяется со специальным штоком, вследствие чего происходит нагнетание поршнем тормозной жидкости, которая перемещается к рабочим цилиндрам. Если вакуумный усилитель тормозов шипит , это свидетельствует о разгерметизации системы, вследствие чего эффективность механизма будет снижена. В рабочем состоянии при ослаблении педали тормоза диафрагма из-за воздействия обратной пружины возвращается в исходное положение и давление на жидкость ослабевает, тормозные колодки разжимаются.

Основные неисправности ВУТ и их особенности

Согласно статистическим исследованиям ВУТ испытывает достаточно больший перегрузки, из-за которых система может с течением времени изнашиваться и требовать ремонта. Именно поэтому так важно знать основные неисправности вакуумного усилителя тормозов, поскольку это позволит предотвратить возникновение аварийных ситуации, а также способствовать повышению безопасности движения на дороге. Итак, чаще всего у автомобиля возникают следующие неполадки вакуумного усилителя:

1. Разрыв диафрагмы

В таком случае неисправность возникает внутри самого усилителя, вследствие чего устройство будет травить воздух. В результате этого будет слышен характерный свист при надавливании на педаль. Такими же признаками могут свидетельствовать и о том, что сильно изношены резины клапанов, что требует незамедлительного ремонта, поскольку эффективность торможения будет снижена.

Образование в ВУТе дополнительного зазора

Иногда вследствие разбалтывания механизма крепления мембрана немного уходит вперед, помогая таким образом давить на педаль. Вследствие этого возникает лишний зазор, который может издавать при резком торможении стук. Для решения данной проблемы необходимо отрегулировать шток, выдвинув его немного вперед. Сделать это можно как самостоятельно, так и на станции технического обслуживания.

Разгерметизация ВУТ

К сожалению нередки случаи, когда вследствие частичного или полного обрыва шланга, соединяющего усилитель с коллектором двигателя, возникает разгерметизация вакуумной камеры. Главными признаками такой неисправности является то, что шипит вакуумный усилитель тормозов, который также сопровождается неровной работой двигателя. Дело в том, что такая разгерметизация нередко сопровождается подсасыванием воздуха во впускной коллектор, вследствие чего топливно-воздушная смесь обедняется, вызывая перебои в работе мотора.

Варианты выполнения ремонта

Важно понимать, что тормозная система хотя и не является очень сложной в сравнении с другими устройствами двигателя, однако требует к себе очень внимательно отношения. Обычно признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов может почувствовать каждый водитель, поскольку вне зависимости от поломки это сразу же сказывается на ходе педали тормоза, эффективности торможения, появлении посторонних шипящих или свистящих звуков. В то же время ремонтировать данный узел следует со знанием дела, поэтому если человек не уверен в своих знаниях и навыках ремонта, лучше отдать предпочтение специализированному сервисному центру.

Преимущества обращения на специализированную станцию технического обслуживания:

  • Гарантия профессиональной диагностики неисправности
  • Высокая эффективность проведения любого ремонта
  • Сжатые сроки выполнения работы
  • Надежность и положительный результат
  • Предоставление гарантии на выполненную работу

Как можно заметить, отдавая свой автомобиль профессиональным мастерам, водитель получат полную уверенность в надежности и безопасности. Так что если появился скрежет при резком торможении, шипящие или свистящие звуки, слишком сильный свободный ход педали тормоза, снизилась эффективность системы в целом, то следует немедленно приступать к ремонту данного узла. А поскольку вакуумный усилитель тормозов выполняет очень значительную роль, то откладывать решение данной неисправности не рекомендуется.

Вакуумный усилитель тормозов появился на серийных автомобилях ещё в 50 — 60 годах прошлого века и позволил значительно облегчить усилие на тормозную педаль и эффективность тормозов. В этой статье будет подробно описано устройство и принцип работы вакуумного усилителя, знание которых существенно поможет даже начинающим водителям самостоятельно выявить и устранить самые распространённые неисправности усилителя, которые так же будут описаны в этой статье (и как их устранить).

Вакуумный усилитель служит для уменьшения усилия, которое прикладывает водитель к тормозной педали, тем самым облегчая управление машиной и повышая эффективность тормозов. Усилитель расположен в подкапотном пространстве (моторном отсеке) автомобиля и крепится задним фланцем к кронштейну педалей и перегородке, разделяющей моторный отсек от салона.

Далее будет подробно описано устройство вакуумного усилителя тормозов ваз, который достаточно распространён и не сильно отличается по конструкции от усилителей других машин, в том числе и иномарок. Принцип работы у многих усилителей разных машин одинаков, за исключением некоторых мелочей.

Работа усилителя тормозов разумеется возможна при работающем двигателе машины, то есть когда в впускном коллекторе двигателя создаётся разряжение воздуха, но о работе усилителя немного позже, а сначала рассмотрим его устройство, знание которого позволит новичкам лучше понять принцип работы и возможные неполадки.

Устройство вакуумного усилителя тормозов ваз.

Рисунок 1 — вакуумный усилитель в момент торможения. 1 — главный тормозной цилиндр, 2 — шток, 3 — вакуумный клапан, 4 — возвратная пружина, 5 — корпус клапана, 6 — диафрагма, 7 — корпус усилителя, 8 — крышка усилителя, 9 — буфер штока, 10 — упорная пластина поршня, 11 — поршень, 12 — клапан усилителя, 13 — пружина клапана, 14 — возвратная пружина клапана, 15 — воздушный фильтр, 16 — толкатель, 17 — оттяжная пружина, 18 — наконечник включателя стопсигнала, 19 — вилка толкателя, 20 — тормозная педаль, 21 — пыльник, 22 — манжета, 23 — уплотнитель, 24 — регулировочный болт.

Вакуумный усилитель тормозов состоит из корпуса 7 (см. рисунок 1) крышки 8 и корпуса клапана 5 с диафрагмой 6. Благодаря корпусу 5 и резиновой диафрагмы 6 усилитель разделяется на две полости, одна из которых вакуумная А, а вторая полость атмосферная Д. К тому же корпус клапана 5 не только делит усилитель на две полости, но ещё и выполняет роль большого поршня, который двигается в общем корпусе 7.

На большинстве автомобилей корпус клапана 5 выполнен из пластмассы и имеет сквозное отверстие, из которого идут каналы В и С. Канал обозначенный на рисунке буквой В соединяет центральное отверстие с вакуумной полостью, а канал С соединяет центральное отверстие с атмосферной полостью.

В центр корпуса клапана 5 заходит толкатель 16, который через вилку 19 шарнирно соединён с тормозной педалью 20. Передний конец толкателя имеет шаровый наконечник, который зафиксирован в поршне 11.

Продольное перемещение поршня 11 относительно корпуса клапана ограничено упорной пластиной 10, которая неподвижно зафиксирована в корпусе клапана и которая заходит в кольцевую проточку в поршне. И ширина поршня немного больше пластины.

Кольцевой зазор между корпусом клапана 5 и горловиной крышки 8 уплотняется манжетой 22, которая должна быть в хорошем состоянии. А поверхность корпуса клапана должна быть смазана консистентной смазкой (Литолом 24 или ЦИАТИМом-221).

От попадания пыли и грязи горловина крышки 8 защищена резиновым гофрированным пыльником 21 (разумеется этот пыльник не должен иметь трещин, а тем более разрывов). Так же вокруг толкателя установлен фильтр 15 очистки воздуха, поступающего в полость усилителя и ещё установлены опорные чашки пружин, сами пружины 13 и 14 и резиновый клапан 12.

В передней части корпуса 7 вакуумного усилителя, на выходе штока 2, вставлен уплотнитель 23. А на конце штока 2 стоит регулировочный болт 24, который при торможении машины упирается в посадочное место в поршне 1. Своей задней частью шток 2 упирается в резиновый буфер 9, который установлен между штоком и поршнем 11.

При отсутствии вакуума или механического воздействия, возвратная пружина 4 перемещает корпус клапана 5 в крайнее правое положение. А вакуумная полость А соединяется шлангом с внутренней полостью впускного коллектора двигателя через штуцер, в котором располагается обратный клапан 3. Этот обратный клапан открывается при перепаде давления между полостью А усилителя и впускным коллектором двигателя.

Как было сказано выше, работоспособность усилителя возможна только при заведённом двигателе машины, когда во впускном коллекторе имеется разряжение воздуха, которое передаётся в полости А.

Работа вакуумного усилителя тормозов.

Рисунок 2. Вакуумный усилитель когда тормозная педаль не нажата.

Принцип работы вакуумного усилителя основан на разности давлений в вакуумной и атмосферной камерах. И создаваемое в вакуумной камере давление, перемещает шток и давит на поршень главного тормозного цилиндра, тем самым облегчая водителю давить на тормозную педаль. Выше был кратко описан принцип работы, а если намного подробнее, то читаем далее.

Работа усилителя заключается в следующем: при опущенной педали тормоза (см. рисунок 2) вакуумная полость А, через каналы С и В сообщается с атмосферой полостью Д, с помощью кольцевой щели между передним торцом клапана 12 и расположенным перед ним кольцевым выступом корпуса клапана 5.

Атмосферная полость Д при этом изолирована от атмосферы торцом резинового клапана 12, который от усилия пружины 13 прижимается к заднему торцу поршня 11. И при этом по обе стороны диафрагмы имеется вакуум, и диафрагма и корпус клапана под действием пружины 4 прижимаются к крышке 8 корпуса усилителя.

При торможении автомобиля толкатель 16 совместно с поршнем 11 и прижатой к нему подвижной частью резинового клапана 12, передвигается вперёд до того момента, пока не исчезнет кольцевая щель и торец клапана 12 не упрётся в кольцевой выступ корпуса клапана 5. При этом вакуумная полость А будет изолирована от атмосферной полости Д.

При торможении дальнейшее перемещение тормозной педали 20 и её толкателя 16 отодвинет поршень 11 от клапана 12 (как показано на рисунке 1) и это приведёт к образованию кольцевой щели между ними и в атмосферную полость Д пойдёт воздух из полости Е, которая соединена с атмосферой через вористый воздушный фильтр 15.

Из-за разности давлений корпус клапана 5 и диафрагма 6 начнут перемещаться вперёд, от этого головка регулировочного болта 24 штока 2 начнёт давить на поршень главного тормозного цилиндра. При этом поршень создаст избыточное давление в гидравлической тормозной системе автомобиля.

Рисунок 3. Работа вакуумного усилителя, когда нажатие на тормозную педаль приостановлено.

Когда тормозная педаль прекратит перемещаться вперёд (см. рисунок 3), от действия разряжения в полости А, корпус клапана 5 совместно с прижатым к нему торцом резиновым клапаном 12 будет перемещаться вперёд до тех пор, пока клапан 12 не упрётся в задний торец поршня 11. От этого сообщение полости Д и полости Е прекратится, как и прекратится передвижение корпуса клапана 5.

При этом установится равновесие и тормозная жидкость в гидравлической тормозной системе будет находиться под постоянным давлением.

В случае экстренного торможения машины, поршень 11 упрётся через резиновый буфер 9 в шток 2 и начнёт механически воздействовать на поршень главного тормозного цилиндра. К тому же поршень 11, отходя от клапана 12, будет обеспечивать его упор в кольцевой выступ корпуса клапана 5. Это приведёт к разобщению полости Д и полости А и сообщению полости Д с атмосферой, а это увеличит давление, создаваемое в гидроприводе тормозной системы.

Рисунок 4. Работа вакуумного усилителя, когда водитель отпустил педаль тормоза (происходит растормаживание)

Когда торможение машины уже не требуется и водитель отпускает педаль тормоза, подвижные детали привода вернутся назад в начальное положение (как на рисунке 4) от действия возвратной пружины 17 тормозной педали и от действия возвратной пружины 4 вакуумного усилителя тормозов, ну и от действия возвратных пружин главного тормозного цилиндра.

При этом поршень 11 отожмёт клапан 12 от кольцевого выступа корпуса клапана 5 и при этом образуется кольцевая щель, через которую воздух начнёт по каналам В и С поступать из полости Д в полость А и при этом отсасываться разряжением во впускном коллекторе двигателя. При этом сообщение полости Д с полостью Е прекратится, так как торец клапана 12 от усилия пружины 13 прижат к поршню 11.

Когда двигатель автомобиля не работает (или при неисправном вакуумном усилителе тормозов) торможение машины возможно, но ход тормозной педали несколько увеличится и снизится эффективность тормозов. В таком случае привод поршней главного тормозного цилиндра будет осуществляться только механически, от тормозной педали через толкатель 16, поршень 11, резиновый буфер 9 и шток 2.

Основные неисправности и ремонт вакуумного усилителя.

Как и любой механизм, вакуумный усилитель, точнее его детали, со временем изнашиваются и требуют замены, обслуживания, или ремонта. Подсказкой для водителя, что с вакуумным усилителем что то не в порядке, послужит увеличение усилия, прилагаемого к тормозной педали и снижение эффективности торможения.

Снижение эффективности торможения конечно же может произойти и по другим причинам, например из-за неисправности суппортов (подробнее о их восстановлении советую почитать ) или по другим причинам, описанным в статье «Тормозная система, её устройство и неисправности» (статья находится ), но вот увеличение усилия на тормозную педаль служит верным признаком неисправности вакуумного усилителя.

Частая причина неисправности усилителя, которая появляется со временем, особенно если машина часто ездит по пыльным дорогам — это засорение грязью или пылью воздушного фильтра 15 (см. рисунок 1). Грязный фильтр следует промыть, просушить, или заменить новым.

А при достаточно большом пробеге машины, неисправности могут появиться из-за заедания корпуса клапана 5 от разбухания (от старости) диафрагмы 6. Так же неисправности могут возникнуть из-за неплотного крепления вакуумного шланга, который соединяет вакуумный усилитель тормозов с штуцером впускного коллектора двигателя. Или из-за старения шланга на нём появляются трещины или разрывы.

Определить трещины или разрывы визуально достаточно легко, или можно услышать по характерному шипению (подсосу воздуха). Кстати при такой неисправности (негерметичности или порчи шланга) двигатель автомобиля как правило работает с перебоями, или теряет мощность, так как во впускной коллектор попадает лишний воздух и горючая смесь обедняется на всех режимах работы двигателя.

Ну и ещё менее распространённая неисправность, которая может возникнуть при небрежном уходе или от применения некачественной (поддельной и дешёвой) тормозной жидкости, или из-за попадания в тормозную жидкость бензина, масла — это разбухание уплотнителей гидроцилиндров тормозной системы. И появляется заедание подвижных деталей в гидроцилиндрах.

Чтобы выявить неисправность, следует промыть воздушный фильтр (если он грязный), проверить работу системы вентиляции картера (как её усовершенствовать я написал ), заменить вакуумный шланг, если он разбух или имеет трещины, а тем более разрывы, и надёжно закрепить вакуумный шланг с помощью нового хомута (лучше более прочного из нержавеющей стали).

В случае заедания штока, следует разобрать главный тормозной цилиндр и заменить разбухшие манжеты новыми. При такой неисправности (разбухании уплотнителей) перед заменой резинок, следует обязательно промыть всю тормозную систему изопропиловым спиртом (если его нет, то промываем свежей тормозной жидкостью, той же марки, которая будет использоваться в системе). После промывки системы и установке новых манжет, заливаем свежую тормозную жидкость и .

Если после проведения выше описанных работ, неисправность не устранится (усилие к тормозной педали, при работающем двигателе, останется таким же тяжёлым как и при заглушенном моторе) то скорей всего причина неисправности в разбухшей или порванной диафрагме 6.

Заменить диафрагму новой не так просто, так как большинство усилителей имеют неразборный корпус (крышка 8 завальцована к корпусу 7), да и новую диафрагму не всегда удаётся купить. В таком случае вакуумный усилитель тормозов подлежит замене.

Проверить исправность вакуумного усилителя можно не только по уменьшению усилия на тормозную педаль при работающем моторе, но и другим способом. При неработающем двигателе нажимаем на тормозную педаль с небольшим усилием, затем заводим мотор. После того, как мотор завёлся, если тормозная педаль уйдёт немного вперёд (немного провалится), значит с вакуумным усилителем всё в порядке.

И последнее: на вакуумном усилителе и примыкающем к нему главному тормозному цилиндру не должно быть запотеваний и тем более потёков тормозной жидкости. Обнаружить точно откуда течёт можно если тщательно отмыть корпус усилителя и главного тормозного цилиндра и затем заведя двигатель понажимать на тормозную педаль несколько раз. После этого течи как правило обнаруживаются сразу, и разумеется негодные уплотнения следует заменить новыми.

Вот вроде бы и всё, надеюсь эта статья поможет начинающим водителям определить неисправность вакуумного усилителя тормозов и устранить большинство его неисправностей, успехов всем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Raritet34.ru
Добавить комментарий