Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они входят в судебную систему Российской Федерации Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Норма, 2003., являются федеральными судами общей юрисдикции и наряду с делами о преступлениях и административных правонарушениях в пределах своей компетенции рассматривают также гражданские дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Военные суды отличаются определенной спецификой:
- а) военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (например, в ФСБ, в Федеральной пограничной службе) (ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах);
- б) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений, других войск и воинских формирований (ч. 2 ст. 1 Закона о военных судах);
- в) военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела (они указаны в ст. 25) в порядке гражданского судопроизводства (ст. 3 Закона о военных судах);
- г) в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные суды (ст. 8 Закона о военных судах);
- д) упомянутые в ст. 25 специализированные суды могут создаваться в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе.
Правила о подсудности военным судам гражданских дел в первой инстанции сформулированы Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации». Они предусматривают разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами Гражданское право. Учебник в двух томах. Том 2.-М.: Проспект, 2001..
В качестве критериев разграничения компетенции между военными судами и другими судами общей юрисдикции выступают субъектный состав и характер спорных материальных правоотношений. По общему правилу, в соответствии с этими критериями военным судам подсудны гражданские дела лишь по заявлениям военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, проходящих или прошедших военные сборы, о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов в период прохождения ими военной службы или военных сборов действиями (бездействием) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятыми ими решениями (ч. 1 и 2 ст. 7 названного Закона). Все иные гражданские дела подсудны другим судам общей юрисдикции.
В частности, военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела поискам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).
Исключение из общего правила разграничения компетенции между военными и другими судами общей юрисдикции предусмотрено ч. 4 ст. 7 названного Закона, согласно которому военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.
Между самими военными судами разного уровня гражданские дела распределяются в зависимости от родовых признаков, позволяющих отнести то или иное дело к определенной группе дел.
Говоря о подсудности гражданских дел военному суду, нужно иметь в виду, что:
- а) в гарнизонном военном суде дела в первой инстанции рассматриваются либо в составе коллегии (состоящей из трех судей), либо судьей единолично. Гражданские и административные дела рассматриваются гарнизонным военным судом коллегиально, лишь, если какая-либо из сторон, заявит соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 23 Закона о военных судах). Этот же суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении иных судебных актов, принятых им и вступивших в законную силу (ст. 22 Закона о военных судах);
- б) окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов России. В нем образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы (ст. 13 Закона о военных судах). Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, а также по жалобам и представлениям на решения и иные судебные акты гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В случаях, установленных Законом о военных судах, окружной (флотский) военный суд рассматривает также дела по представлениям и жалобам на решения (иные судебные акты) гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и, кроме того, на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении судебных актов, принятых им и вступивших в законную силу Осокина Г.Л. Гражданский процесс: Общая часть. — М. Юрист. 2003..
В окружном (флотском) военном суде дела рассматриваются либо судьей единолично, либо в составе коллегии из трех судей. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:
- 1) в первой инстанции — дела, отнесенные к их подсудности;
- 2) дела по жалобам на решения и иные судебные акты, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
- 3) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией (судебным составом) и вступивших в силу (ст. 13-15, 18 Закона о военных судах);
- в) Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:
в первой инстанции — об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 3 ст. 9 Закона о военных судах);
по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
по жалобам на судебные акты военных судов, вступившие в законную силу;
по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ею и вступивших в силу.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:
- 1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает либо судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей;
- 2) все остальные категории дел (упомянутые выше) — в составе коллегии из трех судей (ст. 9, 10 Закона о военных судах).
Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских дел к настоящему времени не учреждены.
- Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
- Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
- Правоохранительные органы: общая характеристика и система
- Учебная дисциплина «Правоохранительные органы»: предмет, наименование, система и содержание
- Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами
- Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
- Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
- Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
- Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
- Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
- Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
- Суд как орган судебной власти
- Судебная система
- Правосудие и его демократические основы (принципы)
- Отличительные признаки и понятие правосудия
- Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
- Законность
- Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
- Осуществление правосудия только судом
- Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
- Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
- Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Обеспечение права граждан на судебную защиту
- Состязательность и равноправие сторон
- Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
- Презумпция невиновности
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
- Участие граждан в отправлении правосудия
- Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
- Районный суд — основное звено федеральных судов общей юрисдикции
- Этапы развития районного суда
- Полномочия районного суда
- Основные права и обязанности судей
- Председатель (судья) районного суда
- Организация работы в районном суде
- Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
- Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
- Основные этапы развития судов среднего звена
- Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
- Организация работы в судах среднего звена
- Военные суды
- Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
- Этапы развития военных судов
- Подведомственность военных судов
- Основы организации и подсудности военных судов
- Верховный Суд Российской Федерации
- Верховный Суд РФ — высший судебный орган судов общей юрисдикции
- Основные этапы истории Верховного Суда РФ
- Судебные полномочия Верховного Суда РФ
- Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
- Организация работы в Верховном Суде РФ
- Арбитражные суды и иные арбитражные органы
- Арбитражные суды, их роль и основные задачи
- Этапы развития арбитражных органов
- Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
- Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
- Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
- Иные арбитражные органы
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Конституционный контроль, его понятие и истоки
- Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
- Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Суды субъектов Российской Федерации
- Конституционные (уставные) суды
- Мировые судьи
- Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
- Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
- Порядок формирования судейского корпуса
- Гарантии независимости судей
- Судейское сообщество и его органы
- Квалификационные коллегии и аттестация судей
- Статус присяжных и арбитражных заседателей
- Основные этапы развития российской судебной системы
- Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
- Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
- Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
- Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
- Период от 1925 г. до начала 30-х годов
- Период от начала 30-х годов до 1953 г.
- Период от 1953 г. до середины 80-х годов
- Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
- Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
- Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
- Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ
- Администраторы судов
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
- Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
- Прокурорский надзор и органы прокуратуры
- Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
- Основные этапы развития прокуратуры
- Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
- Кадры органов прокуратуры
- Организация выявления и расследования преступлений
- Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
- Этапы развития
- Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
- Органы дознания, их компетенция
- Органы предварительного следствия, их компетенция
- Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
- Юридическая помощь и ее организация
- Юридическая помощь: содержание и значение
- Адвокатура
- Становление и эволюция российской адвокатуры
- Статус адвоката
- Формы организации адвокатской деятельности
- Адвокатская палата субъекта РФ
- Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
- Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью
Подведомственность военных судов
Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов.
Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:
- к военнослужащим;
- к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);
- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).
Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия этой категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел.
В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах — «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 («Военная служба. Военнослужащие») последнего из них говорится: «1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…».
В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: «Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы».
В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым «лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются.
Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Госнаркоконтроля РФ), военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.
С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.
К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.
По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» от 27 апреля 1993 г. № 5.
Дела данной категории в связи с реформой военных судов, в ходе которой они все больше ориентируются на защиту прав и свобод военнослужащих, в последние годы стали занимать значительно возросший удельный вес в общей массе дел, рассматриваемых военными судами. При этом весьма примечательно то, что большинство жалоб военнослужащих на действия и решения военного командования признается судами обоснованными и удовлетворяется.
Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.
Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы.
Такое считается законным в случаях, когда речь идет:
- о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
- о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
- о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
- о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.
Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.
Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.).
Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)
Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Содержание этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.
Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.
Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:
- преступления в местах дислокации российских воинских формирований;
- преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;
- воинские преступления (ст. 331-352 УК);
- а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.
Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.
В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).
В его ст. 3 предусмотрено, что «Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы».
При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие лица, входящего в состав воинских формирований. К лицам такого рода отнесены:
- военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
- гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
- лица, командированные в воинские формирования;
- члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).
Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома «Байконур» и членами их семей (см. ч. 2 п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.
К третьей категории дел, подведомственных военным судам, отнесены упоминавшиеся выше дела о любых подведомственных судам административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.
Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица
к военнослужащим,
к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),
либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).
Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия данной категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах — «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 («Военная служба. Военнослужащие») последнего из них говорится:
«1. Военная служба — особый вид государственной службы, выполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны.., инженерно-технических и дорожно-строительных формированиях при федеральных органах исполнительной власти.., Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации… и создаваемых на военное время специальных формированиях.
2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).
3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…»
В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.
С учетом этих сведений и следует рассматривать предписания ч.1 ст. 7 Закона о военных судах относительно того, какие конкретные категории дел могут рассматриваться военными судами.
К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы,от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.
По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» от 27 апреля 1993 г. № 5.
Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы(п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными судами довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считается законным в случаях, когда речь идет:
О групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим,
О нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
О преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
О всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.
Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.
Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) относит к ведению эти судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они рассматривают жалобы на применение лицами, производящими дознание, следователями или прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление этими должностными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. На них возложено и разбирательство дел и материалов, связанных с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Их содержание в значительной мере определяется международными договорами Российской Федерации.
Подобные договоры заключены с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.
Общее положение, лежащее в их основе, заключается в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований(об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.
Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:
Преступления в местах дислокации российских воинских формирований,
Преступления против Российской федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований,
Воинские преступления (ст. 331-352 УК),
А также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.
Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.
В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.). В его ст. 3 предусмотрено, что «Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы».
При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие «лица, входящего в состав воинских формирований». К ним отнесены:
Военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
Гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
Лица, командированные в воинские формирования;
Члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).
Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома «Байконур» и членами их семей (см. ч. 2 п.6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.
К третьей категории дел, подведомственных военным судам, отнесены дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона).
Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.
Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
(п. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 27.12.2009 N 8-ФКЗ)
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.
(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)
3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)
4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
5 — 6. Утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.
(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)
7. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
35. Органы ФСБ: задачи и структура
В настоящее время правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от б июля 1998 г. № 806, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 26 августа 1998 г. № 990, Федеральный закон-«Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г., другие федеральные законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти, а также международные договоры Российской Федерации.
Основными задачами, стоящими перед ФСБ, являются:
Контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность.
Контрразведывательная деятельность органов ФСБ заключается в выявлении, предупреждении и.пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. По указу Президента РФ Ельцина ФСБ были приданы функции головного контрразведывательного органа РФ. На основании этого указа служба получила право заниматься контрразведывательным обеспечением МВД, ФАПСИ, Государственного таможенного комитета, Департамента налоговой полиции и других силовых структур, а службы собственной безопасности этих ведомств обязаны согласовывать свои действия с ФСБ.
Основания для осуществления контрразведывательной деятельности определены в законодательном порядке:
Наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности спецслужб, иностранных организаций и отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба РФ;
защита сведений, составляющих государственную тайну
проверка лиц, оказывающих конфиденциальную помощь ФСБ;
обеспечение собственной безопасности.
Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В сфере борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
На органы ФСБ РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность Федеральной службы безопасности направлена на получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Осуществляется в пределах своих полномочий, в тесном взаимодействии с органами внешней разведки РФ. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использование негласных методов и средств определяются нормативными актами ФСБ России. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
ФСБ возглавляется директором, имеющим статус федерального министра. Его должности соответствует воинское звание генерала армии. Имеются также заместители директора, которые вместе с директором и некоторыми другими руководящими работниками образуют Коллегию ФСБ. Решения коллегии принимаются большинством голосов и оформляются приказами директора ФСБ. При наличии разногласий между директором и коллегией директор ФСБ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ.
Количество заместителей директора и членов коллегии с течением времени менялось. Так, согласно Положению «О Федеральной службе контрразведки России», утвержденному Указом Президента РФ от 5 января 1994 г., устанавливались должности первого заместителя директора, пяти заместителей и заместителя директора — начальника Управления ФСК по Москве и Московской области, а численность Коллегии ФСК определялась в 11 человек. Подобная структура руководства сохранилась и после преобразования ФСК в ФСБ. 24 июля 1995 г. указом Президента в ФСБ была введена вторая должность первого заместителя директора. Соответственно количество членов коллегии ФСБ увеличилось до 12. Однако Указом Президента от 22 мая 1997 г. количество первых заместителей было сокращено до одного, а членов коллегии — до 11. 26 августа 1998 г. первых заместителей вновь стало два, а заместителей — восемь: шесть руководителей департаментов ФСБ, статс-секретарь и начальник управления ФСБ по Москве и Московской области. При этом численность коллегии увеличилась до 17 человек. Наконец, согласно указу Президента от 17 июня 2000 г. в ФСБ были установлены следующие должности: первый заместитель директора, заместитель — статс-секретарь, пять заместителей — руководителей департаментов и еще один заместитель директора.
В 2003 году структура центрального аппарата ФСБ выглядела следующим образом:
Департамент контрразведки (1-й департамент);
Департамент по борьбе с терроризмом (2-й департамент);
Департамент экономической безопасности (4-й департамент);
Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования (5-й департамент);
Департамент организационно-кадровой работы (6-й департамент);
Управление военной контрразведки (3-е управление);
Управление конституционной безопасности (8-е управление);
Следственное управление;
Управление собственной безопасности (9-е управление);
Управление делами;
Договорно-правовое управление;
Военно-мобилизационный отдел (10-й отдел).
Подразделения центрального аппарата ФСБ направляют, координируют и контролируют деятельность управлений ФСБ в республиках, краях и областях.
Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят управления по отдельным регионам и субъектам Федерации (территориальные органы безопасности) и управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах России, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы. Кроме того, центральный аппарат ФСБ имеет в своем подчинении предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Вслучаях, предусмотренных федеральнымконституционным законом, гражданскиедела рассматриваютсявоенными и иными специализированнымисудами.
Комментарий к статье 25 гпк рф. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
В статье 25 ГПК РФ,конкретизируя положения статьи22 ГПК РФ,установлена подсудность гражданскихдел военным и иным специализированнымсудам. При этом под специализированнымисудами понимаются суды, которыеуполномочены рассматривать дела, прямоотнесенные исключительно к их подсудностизаконом исходя из категории дела илиисходя из состава участников судебногоразбирательства.
В настоящее время вРоссийской Федерации существует двавида специализированных судов. Этовоенные суды и Суд по интеллектуальнымправам (созданный в системе арбитражныхсудов). Создание указанных судовзакреплено в Федеральном конституционномзаконе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «Осудебной системе Российской Федерации».
К подсудности военныхсудов отнесены дела о защите праввоеннослужащих, а также граждан,проходящих военные сборы, от решений,действий (бездействия) органов военногоуправления и воинских должностных лиц,о восстановлении на военной службе, оботмене дисциплинарных взысканий, обоспаривании отказов в расторженииконтрактов о прохождении военной службы,о взыскании всех видов невыплаченногоденежного довольствия, жилищные спорыи другие.
Вопросы подсудности делвоенным судам подробно разъясненыПостановлением Пленума Верховного СудаРФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применениясудами законодательства о воинскойобязанности, военной службе и статусевоеннослужащих».
Военные суды создаютсяпо территориальному принципу по местудислокации войск и флотов и осуществляютсудебную власть в войсках, органах иформированиях, где федеральным закономпредусмотрена военная служба. Военныесуды в пределах своей компетенциирассматривают дела в качестве судапервой и второй инстанции, в порядкенадзора и по вновь открывшимсяобстоятельствам.
В систему военных судоввходят окружные (флотские) военные судыи гарнизонные военные суды. Гарнизонныевоенные суды рассматривают основнуюмассу подсудных военным судам гражданскихдел по первой инстанции. Окружные(флотские) суды рассматривают жалобына судебные постановления гарнизонныхсудов, а также дела отнесенные к ихподсудности. Следующей судебнойинстанцией для военных судов являетсяВерховный Суд РФ, в котором созданаВоенная коллегия.
Гарнизонные военные судыдействуют на территории, на которойдислоцируются один или несколько военныхгарнизонов. Окружные (флотские) суды,как следует из названия, действуют натерритории соответствующих военныхокругов или флотов.
К подведомственностиСуда по интеллектуальным правам отнесеныследующие споры:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Роспатента, Федеральной антимонопольной службы и других федеральных органов исполнительной власти, например, о выдаче патента или об отказе в выдаче патента на изобретение;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.
Такие споры рассматриваютсяСудом по интеллектуальным правамнезависимо от состава участниковправоотношений, в том числе юридическиелица, индивидуальные предпринимателиили иные организации и граждане.
Статья 25 Гражданскогопроцессуального кодекса РоссийскойФедерации не исключает возможностьсоздания других специализированныхсудов в будущем времени, что исходя изнынешних тенденций к узкоспециализированнойнаправленности, будет являться основнымнаправлением развития судебной системы.
Предъявление иска,подсудного специализированному суду,в районный (городской суд или мировомусудье приведет к возвращению исковогозаявления (статья135 ГПК РФ), всвязи с неподсудностью дела.
Комментарий к статье 25
1. В соответствии с п. 3 ст.4 Закона о судебной системе ВерховныйСуд РФ, верховные суды республик, краевыеи областные суды, суды городов федеральногозначения, суды автономной области иавтономных округов, районные суды,военные и специализированные судысоставляют систему федеральных судовобщей юрисдикции. Военные суды создаютсяпо территориальному принципу по местудислокации войск и флотов и осуществляютсудебную власть в войсках, органах иформированиях, где федеральным закономпредусмотрена военная служба. В системувоенных судов входят окружные (флотские)военные суды и гарнизонные военныесуды. В случае если воинская часть,предприятие, учреждение или организацияВооруженных Сил РФ, других войск, воинскихформирований и органов дислоцируютсяза пределами территории РФ, по месту ихдислокации могут быть созданы военныесуды, если это предусмотрено международнымдоговором РФ.
Военные суды в пределахсвоей компетенции рассматривают делав качестве суда первой и второй инстанций,в порядке надзора и по вновь открывшимсяобстоятельствам. Полномочия, порядокобразования и деятельности военныхсудов устанавливаются Законом о военныхсудах.
2. В соответствии со ст. 7Закона о военных судах применительнок гражданскому судопроизводству военнымсудам подсудны:
Гражданские иадминистративные дела о защите нарушенныхи (или) оспариваемых прав, свобод иохраняемых законом интересов военнослужащихВооруженных Сил РФ, других войск, воинскихформирований и органов, граждан,проходящих военные сборы, от действий(бездействия) органов военного управления,воинских должностных лиц и принятыхими решений;
Дела об административныхправонарушениях, совершенныхвоеннослужащими, гражданами, проходящимивоенные сборы.
Военным судам на территорииРФ не подсудны гражданские дела по исками жалобам на действия (бездействие) иныхгосударственных или муниципальныхорганов, юридических или физическихлиц, а также гражданские дела по исками жалобам граждан, не имеющих статусавоеннослужащих, за исключением граждан,уволенных с военной службы (прошедшихвоенные сборы), если они обжалуют илиоспаривают действия (бездействие)органов военного управления, воинскихдолжностных лиц и принятые ими решения,нарушившие их права, свободы и охраняемыезаконом интересы в период прохожденияими военной службы, военных сборов(например, дела по искам и жалобамграждан, уволенных с военной службы, овосстановлении на военной службе, овзыскании не выданного денежного и иныхвидов довольствия, поскольку их праванарушены в период прохождения имивоенной службы).
Граждане, уволенные своенной службы, граждане, прошедшиевоенные сборы, вправе обжаловать ввоенный суд действия (бездействие)органов военного управления, воинскихдолжностных лиц и принятые ими решения,нарушившие права, свободы и охраняемыезаконом интересы указанных граждан впериод прохождения ими военной службы,военных сборов.
Военным судам, дислоцирующимсяза пределами территории РФ, подсуднывсе гражданские, административные дела,подлежащие рассмотрению федеральнымисудами общей юрисдикции, если иное неустановлено международным договоромРФ.
Военные суды в пределахсвоих полномочий и в порядке, установленномфедеральным законом, рассматриваютдела и материалы, связанные с ограничениямиконституционных свобод и прав на тайнупереписки, телефонных и иных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений,неприкосновенность жилища.
3. Особенности подсудностидел военным судам определены такжеПостановлением Пленума Верховного СудаРФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторыхвопросах применения судами законодательствао воинской обязанности, военной службеи статусе военнослужащих» .
Военными судамирассматриваются требования военнослужащихо защите нарушенных прав от действий(бездействия) органов военного управленияи воинских должностных лиц. При этомследует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПКРФ применяются, когда требованиявоеннослужащих, в т.ч. имущественногохарактера, непосредственно вытекаютиз административно-правовых отношений,основанных на властных полномочияходной стороны по отношению к другой. Втех случаях, когда обжалуемые действиясовершены органами военного управленияи воинскими должностными лицами не впорядке осуществления административно-властныхполномочий, а в процессе осуществленияиной деятельности, основанной наравенстве участников правоотношений,дело подлежит рассмотрению в порядкеискового производства. В порядке исковогопроизводства также должны разрешатьсядела, хотя и вытекающие изадминистративно-правовых отношений,но рассмотрение которых по существутребует решения спора о праве другихлиц.
4. Предусмотренныекомментируемой статьей специализированныесуды в настоящее время в РоссийскойФедерации отсутствуют. Достаточно долгодискутируется вопрос о созданииПатентного суда, который мог быспециализироваться на рассмотренииспоров в сфере интеллектуальнойсобственности и заменил бы собойАпелляционную палату и Высшую патентнуюпалату при Роспатенте. Однако правовойстатус этого органа остается неопределенным,в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия.Вероятно, Патентный суд будет представлятьособой орган, осуществляющий защитуправ и законных интересов в административнойформе.
Военныесуды Российской Федерации.
§1. Военные суды Российской Федерации(далее — военные суды) входят в судебнуюсистему Российской Федерации, являютсяфедеральными судами общей юрисдикциии осуществляют судебную власть вВооруженных Силах Российской Федерации,других войсках, воинских формированияхи федеральных органах исполнительнойвласти, в которых федеральным закономпредусмотрена военная служба (далеетакже — органы) (п. 1 ст. 1 ФКЗ от 23 июня1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах РФ»).
Военныесуды создаются по территориальномупринципу по месту дислокации воинскихчастей и учреждений Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск,воинских формирований и органов. Военныесуды располагаются в открытых длясвободного доступа местах (п. 2 ст. 1 ФКЗот 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судахРФ»).
Военныесуды создаются и упраздняются федеральнымзаконом. Никакой военный суд не можетбыть упразднен, если отнесенные к еговедению вопросы не были одновременнопереданы в юрисдикцию другого суда.Количество военных судов и численностьсудей военных судов устанавливаютсяВерховным Судом Российской Федерации(п. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «Овоенных судах РФ»).
Особенностиорганизации и деятельности военныхсудов в период мобилизации и в военноевремя определяются соответствующимифедеральными конституционными законами(п. 4 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «Овоенных судах РФ»).
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о военных судах.
§2. Полномочия, порядок образования идеятельности военных судов устанавливаютсяКонституцией Российской Федерации,Федеральным конституционным законом»О судебной системе РоссийскойФедерации», настоящим Федеральнымконституционным законом, инымифедеральными конституционными законамии федеральными законами (ст. 2 ФКЗ от 23июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах РФ»).
Осуществлениеправосудия военными судами.
§3. Военные суды осуществляют правосудиеот имени Российской Федерации, рассматриваяподсудные им дела в порядке гражданского,административного и уголовногосудопроизводства (ст. 3 ФКЗ от 23 июня1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах РФ»).
Основныезадачи военных судов.