В 2013 году был опубликован 273-й Приказ Минтранса, серьезно усложнивший жизнь всех, кто связан с транспортными перевозками (и крупных компаний, и частников). С тех пор правительство регулярно «радует» дополнениями и нововведениями, и 2016 год исключением не стал.
В этом году вступили в силу поправки, которые не порадуют владельцев транспорта с тахографами старого образца («шайбовыми»). Кроме того, с этого года сократился список спецтранспорта, не подлежащего оснащению тахографами. Обо всем подробно в нашей статье.
Одно из правил, которые вступили в силу 2 марта является статья 34 Положения, в соответствии с которым государства-члены не налагают на водителей обязанность представлять формы, подтверждающие их деятельность, находясь вдали от автомобиля. Причиной этого изменения является тот факт, что новое правило изменило определение регистрации «кровати» с использованием тахографа. До этого года водитель имел право записывать ежедневные периоды отдыха под этим символом. Это, конечно же, подразумевало проблему регистрации периодов отдыха, отличных от ежедневного отдыха, — здесь законодатель ЕС принял решение ввести документ в виде свидетельства о невозвращении транспортного средства.
Аналоговые приборы – в утиль
Введение закона о тахографах в 2013 году предусматривало постепенное переоснащение грузового автопарка страны новым оборудованием. В этих целях был разработан график до 2018 года. Согласно этому документу тахографами нового образца к 2015 году уже должны были быть обеспечены все грузовые автомобили полной массой свыше 3,5 тонн.
Кроме того, если предприниматель или водитель будет стремиться, чтобы скрыть фактическое время вождения и отдых водителя, он будет в состоянии сделать это независимо от того, является ли основание для «мошенничества» принять заявление, содержащее ложные данные или ручной ввод тахографа как содержащая информацию далеко от истины.
Периоды, указанные там, то есть «другая работа», «периоды готовности», «перерыв или отдых», должны записываться в каждом случае на карточке водителя или в листе записи. За указанные периоды государства-члены не должны налагать на водителей обязательство конвертировать формы, подтверждающие их деятельность, при удалении от транспортного средства. В других случаях, чем упомянутые выше, указанные в шаблоне сертификата, упомянутого в ст. 31 Закона о рабочем времени водителей, водители по-прежнему обязаны показывать указанный сертификат во время осмотра дороги.
Однако еще в прошлом году появились слухи о возможном «ускорении» переоборудования коммерческого транспорта. А 2 декабря слухи стали реальностью. В законе был зафиксирован запрет на эксплуатацию автомобилей с аналоговым тахографом с 1 июля 2016 года.Учитывая, что только в 2015 году сотрудниками полиции и проверяющими органами министерства были выявлены порядка 100 тысяч нарушений правил эксплуатации тахографов, во второй половине этого года их количество может еще увеличиться.
В то же время из-за отсутствия уставного разрешения Главного инспектора автомобильного транспорта выносить обязательные толкования закона, вышеуказанный ответ предназначен только для информации. Координационная группа по координации. Кабинет Главного инспектора Генеральный инспектор Кабинета министров.
В течение этих периодов государства-члены не должны налагать на водителей обязательство переводить формы, подтверждающие их деятельность, во время их выезда из транспортного средства. В других случаях, чем упомянутые выше, указанные в типовом сертификате, указанном в ст. 31 Закона о рабочем времени водителей, водители по-прежнему обязаны показывать указанный сертификат во время дорожных проверок. Однако возникает вопрос: как насчет неудачного искусства. 31 Закона о рабочем времени и искусстве водителей. 87 Закона о дорожном транспорте, в котором указано обязательство предоставить такой сертификат?
Причем нововведения коснулись не только отдельных категорий транспорта, как прежде, но и всех остальных:
- грузовиков под перевозку опасных грузов;
- пассажирских ТС массой до 5 тонн (M2);
- пассажирского транспорта массой более 5 тонн (M3);
- грузовиков снаряженной массой 3,5 – 12 тонн (N2);
- грузовиков массой более 12 т (N3).
Владельцам автомобилей категорий M1 и N1 (типа ГАЗель Next, ГАЗель Бизнес) можно временно выдохнуть. Этот транспорт в график оснащения тахографами на очередном заседании Минтранса включен не был. Но год еще не закончился, поэтому уточним – «пока» не был.
В соответствии с принципом верховенства законодательство Сообщества имеет превосходную ценность в отношении национального законодательства государств-членов. Принцип приоритета применяется ко всем действиям Сообщества, которые имеют обязательную силу, а также к положениям Комиссии. Поэтому государства-члены не могут применять национальное положение, которое несовместимо с законодательством Сообщества. Принцип первенства гарантирует верховенство закона Сообщества в отношении национального законодательства.
Это основной принцип закона Сообщества. Подобно принципу прямого воздействия, он не закреплен в договорах, но был одобрен Судом Европейского Союза. В этом решении Суд постановил, что права, выданные европейскими учреждениями, вступают в правовую систему государств-членов, которые обязаны соблюдать их. Таким образом, законодательство Сообщества превосходит национальное законодательство. Таким образом, если национальный стандарт противоречит положениям Сообщества, власти государств-членов должны применять положение Сообщества.
Краны-манипуляторы попали под приказ
Еще одно важное изменение коснулось правил эксплуатации отдельных видов спецтехники, а именно, манипуляторов. Согласно приказу №16 от 28 января 2016 года из 10 абзаца Приказа №36 О требованиях к тахографам были исключены «транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами». А значит это, что владельцы таких ТС в течение полугода с момента подписания приказа, должны пройти процедуру установки электронных тахографов нового образца.
Национальное законодательство не отменяется и не отменяется, только его обязательная сила приостанавливается. Суд далее добавил, что примат закона Сообщества применяется ко всем национальным актам, независимо от того, были ли они приняты до или после данного действия Сообщества. Примат закона Сообщества над национальным законодательством является абсолютным. Поэтому это правило применяется ко всем связанным действиям Сообщества независимо от того, попадают ли они под первичное или вторичное право.
Отставка законодателя ЕС от обязанности использовать свидетельство о нести транспортное средство не является, как считают большинство перевозчиков, таким спасением для эксплуатации транспортных компаний. Факт — объем документации, необходимой для подготовки водителей, безусловно, значительно уменьшится. Однако в настоящее время инспекционные органы будут крайне ограничивать вопрос о правильности ручных записей, сделанных водителями. Если водитель не находит свидетельство об отсутствии транспортного средства в свободное время, и в то же время не сделать ручной ввод при входе карты тахографа, вы получите штраф за нелегальные отдельные периоды деятельности.
Эксперты считают это началом следующего этапа внедрения тахографов в коммерческий транспорт. Далее возможны аналогичные исключения других ТС специального назначения.
Пока на следующие виды техники тахографы СКЗИ не требуются:
- пассажирский городской и пригородный транспорт;
- международный грузовой транспорт (они оснащаются системами европейского стандарта);
- троллейбусы;
- спецтехника (полный список в Приложении №2 к 36-му приказу);
- транспорт военного ведомства и МВД.
Также в список исключений в 2016 году были внесены две позиции: учебный транспорт, предназначенный для сдачи экзаменов на право управления грузовыми ТС, и транспорт, находящийся на дорожных испытаниях.
Таким образом, новые правила не являются слишком благоприятными или слишком неблагоприятными. Вся проблема заключается в способности водителей подготовить документы, которые позволяют документировать периоды активности в течение всего контрольного периода.
Правительственный законодательный центр опубликовал проект закона о тахографах. Суть регулирования заключается в повышении эффективности, безопасности и эффективности системы тахографов и обеспечении более эффективного применения социального законодательства в области автомобильного транспорта. Как мы узнаем в ходе работ по проекту изменений и межминистерских консультаций и консультаций с общественностью, был создан новый акт. Был введен пересмотренный каталог нарушений положений об использовании тахографов, регистрационных листов и карточек водителя, и была предпринята попытка регулировать, в частности, вопросы, связанные с утверждением типа тахографов и одобрением мастерских, которые выполняют установку, испытания, проверки и ремонт тахографов.
Однако действует поправка, что если транспорт этого назначения будет задержан при выполнении несвойственных ему функций (на коммерческой перевозке грузов), владелец будет подвергнут наказанию на общих условиях.
Реставраторы могут спать спокойно
Еще одно изменение коснулось грузового и пассажирского транспорта, который не используется в коммерческих целях. Правда речь, к сожалению, идет только об автобусах и грузовых автомобилях до 1986 года выпуска и при соблюдении жестких требований:
Улучшение соблюдения социальных правил в автомобильном транспорте будет способствовать соблюдению применимых законов и безопасности дорожного движения — мы читаем ниже в обосновании. Положения, касающиеся цифровых и аналоговых тахографов, должны регулироваться целиком в этом действии. Положения должны быть упрощены и упорядочены, унифицированная терминология, исправлены ссылки на регламенты. Здесь, например, в Законе о законе о законах предлагается заменить фразу «автоматическая запись автоматически скорости движения, времени движения и времени остановки, обязательных перерывов и времени отдыха» словом «тахограф».
- наличие оригинального двигателя, кузова и рамы;
- сохранение в оригинальном состоянии или после восстановления до такового;
- отсутствие утилизационного сбора.
Теперь такие ТС можно смело использовать без тахографов, не опасаясь штрафов.
Однако отметим, что пересмотр этого правила был инициирован из-за жалоб фермеров, которые используют грузовики для нужд индивидуального хозяйства. Но нововведение проблемы не решило – эти машины так и остались в «подвешенном» состоянии между индивидуальным и коммерческим транспортом. А значит, вопрос о легитимности штрафов за отсутствие тахографов в их отношении так и останется в ведомстве конкретных инспекторов дорожной полиции и региональных судов.
Среди новинок — запрет на производство, распространение, рекламу или продажу оборудования или предметов, сделанных или предназначенных для манипулирования тахографами. Эти действия должны наказываться штрафом, ограничением свободы или лишением его в течение многих лет. Если во время осмотра на обочине инспекторы обнаруживают доказательства, подозревающие подделку тахографов, транспортное средство будет отправлено в мастерскую для дополнительных испытаний. Это совершенно новое право на инспекцию автомобильного транспорта, полицию, пограничную охрану и таможенную службу.
А вот «многочисленные» реставраторы действительно могут успокоиться. Музейные «Икарусы» и «ГАЗоны» тахографами оснащать не нужно.
Штрафы по «делу тахографов»
Поскольку и в 2016 году многие (особенно, частники) продолжают ездить с нарушениями законодательства, полагая, что периодическая оплата штрафов все равно выгоднее установки тахографа и его последующего обслуживания, отметим следующее:
Предлагаемые положения предлагают ввести принцип составления заявлений относительно выполнения определенных требований без необходимости предоставления сертификатов, выданных конкретным лицом. Также предлагается упростить процедуры выдачи разрешений. Разрешается подавать заявки также в электронной форме, используя безопасную электронную подпись. Законодатель ужесточил уголовные законы. Целью этого акта является обеспечение честной конкуренции на рынке автомобильного транспорта, — заключают авторы проекта.
Была сокращена дата межминистерских повторных консультаций, этот проект был также рассмотрен на заседании Комитета по европейским делам. Комментарии министерства должны были быть представлены до 4 мая. Согласно ст. 34 Регламента 165 «Государства-члены не требуют от водителей подачи форм, подтверждающих их деятельность, когда они находятся вне транспортного средства». Правило 165 устанавливает четкие правила, когда из-за снятия транспортного средства водитель не может использовать тахограф, установленный на борту.
В 2016 году размер штрафов за нарушение правил эксплуатации тахографов не изменился.
Если конкретнее, в соответствие со статьей 11.23 КоАП штраф в 1-3 тысячи рублей частнику или 5-10 тысяч должностному лицу предприятия накладывается в следующих случаях:
Таким образом, если транспортное средство оснащено аналоговым тахографом, информация должна быть записана на листе записи вручную, автоматически или любым другим способом, разборчиво и без загрязнения листа записи, так что, если транспортное средство оснащено цифровым тахографом, поступает на карту водителя, используя ручной ввод, предоставляемый тахографом.
В таких ситуациях должен быть составлен сертификат, подтверждающий причины. Первый источник информации в дорожных проверках представлен записями тахографов, и отсутствие записей должно быть оправдано аттестацией только в том случае, если записи по тахографу, включая введенные вручную записи, не могут быть достигнуты по объективным причинам. Он также обязывает государства-члены не вводить использование формы, если нет записей, но если требуется форма, действительность этой стандартизованной формы должна быть подтверждена.
- отсутствие тахографа;
- неработоспособность (блокировка, установка «подмоток» и прочих незаводских комплектаций, неисправность);
- нарушения порядка регистрации информации (фальсификация показаний);
- установка тахографа незарегистрированного образца, в том числе, аналогового.
При нарушении режима отдыха на водителя налагается штраф в 1-3 тысячи рублей. Впрочем, предполагается, что уже в этом году величина штрафа для должностных и юридических лиц может быть увеличена до 20 – 30 тысяч. Именно такие цифры озвучивают представители министерства транспорта.
Как отреагировал рынок
Весной 2016 года был отмечен ажиотаж на установку тахографов нового образца и дооснащение существующих блоками СКЗИ. Это спровоцировало рост цен на услуги. По статистике мастерских:
- средняя стоимость электронного тахографа с установкой составляет 45–60 тыс. рублей (рост на 15-50% в сравнении с 2015 годом);
- средняя цена дооснащения тахографа блоком СКЗИ составила 15-25 тысяч рублей (рост на 15-20%).
Причем средние сроки изготовления водительских карт под СКЗИ из-за количества заказов выросли с 2-3 недель в 2015 году до 1,5 – 2 месяцев в первом полугодии 2016. Некоторая стагнация и нормализация рынка ожидается к концу лета-осени, но ждать существенного снижения цен на тахографы пока не стоит.
Не стоит забывать, что тахограф должен входить в перечень разрешенных к установке. В 2016 году в этом списке 10 моделей:
- Штрих ТахоRUS 13 и 14 модели;
- АТОЛ Drive 5 и SMART;
- Касби-20;
- Меркурий-001;
- ТЦА-02НК и 02НК-У;
- EFAS V2;
- DTCO 3283.
Все остальные тахографы не прошли подтверждения на соответствие требованиям, указанным в Приказе №36.
В заключение
В целом, в 2016 году подошел к логическому завершению трехлетний переходной период внедрения в отечественную транспортную систему тахографии. Уже в ближайшем будущем стоит ожидать ужесточения законодательства в плане ответственности владельцев коммерческого транспорта за нарушение регламента.
Скорее всего, эти меры окончательно освободят рынок от мелких частников, а небольшим предприятиям, которые до последнего тянули с переоснащением, придется перестроиться под новые условия, чтобы продолжать работать.
Вряд ли стоит ожидать уже в ближайшее время нововведений, которые затронут малотоннажный транспорт, но рано или поздно произойдет и это. В каких формах и в какие сроки – узнаем и расскажем в числе первых.
Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением «дня Х»? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.
Краткая история вопроса
Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 – весом свыше 12 тонн.
Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:
В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.
В 2010 – 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.
В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.
В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.
Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года — автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года — грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.
Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами — 1 января 2018 года.
Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены – и «точкой отсчета» стало 1 июля 2016 года.
Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.
Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.
Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения — в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).
Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.
Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:
Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО «АТОЛ ДРАЙВ», 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако
За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее — аналоговые контрольные устройства)» на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.
Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, — заключает Г. Линник.
Тахограф как объект технического регулирования
Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, — утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.
Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.
Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 «О техническом регулировании», в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 «О техническом регулировании», подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.
Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.
Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», — то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются «в законе». Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 «Об обеспечении единства измерений», позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.
Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.
Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, — продолжает М. Сухомлинов. — 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза». Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.
Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:
Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, — продолжает М. Сухомлинов. — Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а «аналоговые контрольные устройства». То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.
Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, — заключает М. Сухомлинов.
В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:
Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.
Действительно, ПАО «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».
По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.
ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.
Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:
Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения». Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: «Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».
Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, — продолжает Г. Линник. — В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.
Заключительное слово экспертов
Максим Сухомлинов:
Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 «О техническом регулировании» в главе 4 пункте 3 прямо написано – Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.
В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода – аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.
Геннадий Линник:
Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.
Наша организация «АТОЛ ДРАЙВ» не имеет никакого отношения к законотворческой деятельности, но тем не менее мы регулярно пользуемся возможностью высказать свое экспертное мнение, в частности через портал оценки регулирующего воздействия нормативно правовых актов. Мы сами осуществляем свою деятельность строго в рамках российского законодательства, и к тому же призываем всех автоперевозчиков.