Когда построят трассу м11. Строительство автострады М11 в Новгородской области

Новая современная скоростная автодорога М-11 Москва – Санкт-Петербург берёт свое начало от Московской кольцевой автомобильной дороги и примкнет к Кольцевой автомобильной дороге Северной столицы. Длина данной автомагистрали от «кольцевой» до «кольцевой» составит 669 км.

Создание трассы М-11 было обусловлено большой загруженностью и износом предыдущей магистрали, а также необходимостью избавить ряд населенных пунктов от транзитного транспорта. Кроме того, важным фактором для ее построения является подготовка России к чемпионату мира по футболу 2018 года. Новая трасса соединит города, принимающие основные матчи соревнования.

Дорога М-11 охватит территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Трасса будет проложена в границах Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. При этом она будет расположена в обход всех населенных пунктов. Новая трасса Москва – Санкт-Петербург на отдельных участках пролегает параллельно ныне функционирующей автомобильной дороге М-10 «Россия». Пересечение М-11 с ее предшественницей осуществляется на 58 км, 149 км, 208 км, 258 км, 334 км, 543 км через разноуровневые транспортные развязки.

Прокладывание автодороги Москва – Санкт-Петербург осуществляется в несколько этапов. Каждый из них – это самостоятельный инвестиционный и строительный проект. Подобная поэтапность реализации проекта обусловлена необходимостью подстраиваться под пропускную способность существующей федеральной дороги М-10 «Россия». Данная величина уже давно не отвечает современным требованиям, поэтому руководством проекта было принято решение о разделении этапов строительства и раннем вводе в эксплуатацию наиболее значимых участков.

Полный ввод в эксплуатацию дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург произойдёт в 2018 году. Однако, отметим, что в проекте предусмотрено развитие дороги, например, увеличение количества полос.

Основные этапы (участки) строительства автодороги М-11

Трасса разделена на условные участки. Их границей являются отрезки дороги, исчисляемые в км. К этим участкам относятся:

15 – 58 километры.

Проходят в Солнечногорском и Химкинском районах Московской области. При этом трасса пролегла в обход Химок, что позволит существенно разгрузить городской трафик и уменьшить время нахождения в пути автолюбителей. Данный участок был запущен для движения 23 декабря 2014 года. Уже существенно разгружены Химки, быстрее двигается транспорт в аэропорт Шереметьево.

Участок работает в платном режиме.

58 – 149 километры.

Проходят в Клинском и Солнечногорском районах Московской области. Автомобили двигаются от столицы минуя города Солнечногорск и Клин. Далее путь пролегает через территорию Конаковского и Калининского районов Тверской области. Работы будут завершены не ранее 2018 года.

По окончании строительства автотранспорт сможет быстрее добираться в Тверь и северо-западную часть Московской области, так как в отличие от старой трассы, новая дорога минует деревни и иные небольшие населенные пункты. Отметим, что сначала дорога будет иметь 4 полосы, затем их количество увеличится до 8.

208 – 258 километры.

Участок находится в Торжокском районе Тверской области и проходит в обход Торжка, существенно укорачивая существующий путь Тверь – Вышний Волочёк. Возведение данного участка будет завершено в 2018 году.

М-11. Объезд Вышнего Волочка.

258 – 334 километры.

Проходят через Торжокский, Вышневолоцкий и Спировский районы Тверской области в обход населенного пункта Вышний Волочёк. Отрезок уже построен и открыт для автодвижения 28 ноября 2014 года.

Данное событие стало знаменательной датой для многих категорий водителей. Вышний Волочёк был не в состоянии справиться с интенсивным транспортным потоком, затрачивалось много времени на проезд двух десятков километров его улиц. Объезд Волочка стал без сомнения самым значительным подарком для водителей за прошедшие годы.

Сейчас этот участок имеет 4 полосы, в проекте предусмотрено 6.

334 – 543 километры.

Этот участок трассы проходит в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области. Возведение его началось в 2014 году и продолжается до сих пор. Планируемая дата сдачи в эксплуатацию – 2018 год.

Этот участок дороги можно назвать самым трудным. Районы Тверской и Новгородской областей по которым проходит дорога М-11 славятся непроходимыми болотами. Дорожникам приходится полностью заменять грунт под дорогой, возводить многокилометровые насыпи. На особо трудных заболоченных участках приходится устраивать свайные поля. Именно на этом участке находится один из самых крупных мостов дороги – мост через реку Волхов.

Ещё одна особенность этого участка то, что он проходит по местам боёв Великой Отечественной войны. Уже найдено и обезврежено почти 300 взрывоопасных предметов, подняты останки 10 бойцов Красной Армии. На данном участке проводились и археологические работы.

Строительство моста через Волхов.

Находки дорожников в Новгородской области.

543 – 684 километры.

Дорога возводится на территории Новгородского и Чудовского районов Новгородской области, охватывает часть Тосненского района Ленинградской области. Участок огибает город Чудово и город Тосно и заканчивается в Санкт-Петербурге. Трасса заканчивается на Кольцевой автодороге, в районе аэропорта Пулково. Строительство завершится непосредственно в 2018 году. К преимуществам данного строительства относится такой аспект, как значительная разгрузка пригородных трасс Северной столицы.

Строительные работы на участке от дороги Новоселицы — Папоротно до моста через Мсту в самом разгаре. На отрезке длиной 45 км производятся все виды работ, от подготовки к строительству до асфальтирования, монтажа освещения и барьерных ограждений. Репортаж охватывает местность от развязки в районе деревень Мытно и Посад (524 км) до моста через реку Мста (479 км).

Путепровод на пересечении с автодорогой Новоселицы — Папоротно практически готов. Насыпи отсыпаны, гидроизоляция обустроена, ведется асфальтирование пролётных строений и переходных плит. Строители готовятся к установке барьерных ограждений.

Путепровод на съезде к пункту взимания платежей, вид в сторону Москвы.

Вид с путепровода в сторону Москвы. Чуть дальше ведется строительство моста через реку Вишера. Дорожная плита на нём готова, ведется подготовка к гидроизоляции и бетонирование устоев.

Строительство идет в очень сложных условиях — через глухие леса и болота.

Из-за болот и нехватки песка этот участок находится в наименьшей степени готовности. 521 км.

Везде вода. В лесу, во всех выемках и ямах. Лето было дождливое, а глинистые почвы хорошо удерживают воду.

Строительство моста через Лопатинский ручей на 572 км. Как и везде, это многофункциональный переход — для воды, лесозаготовительной техники и диких животных. Никаких грунтовых и лесовозных дорог в районе путепровода нет.

Рассмотренный участок автомагистрали выделен красным цветом. Подписаны основные искусственные сооружения, всего их около 20.

На сайте автора можно посмотреть остальные фотографии, а также фоторепортажи с других участков строительства.

Путепровод на выходе с М11 практически готов. Осталось положить чистовой слой асфальта и обустроить освещение с ограждением. Путепровод на пересечении с автодорогой Крестцы — Окуловка в меньшей степени готовности. Со стороны Крестец обустраивают переходную плиту, со стороны Окуловки даже насыпи еще нет. Работы на основном ходу М11 между путепроводами пробуксовывают, видимо какие-то проблемы со свайным полем.

В сторону Москвы начались земляные работы. На глаз прошли около 150-200 метров. В сторону Санкт-Петербурга вырублен лес. Завезено большое количество песка. Дорога Крестцы — Окуловка начинает умирать из-за перегруза.

Ведется обустройство свайных полей и насыпей, строительство двух путепроводов и земляные работы. Пролетные строения на путепроводах частично установлены, при этом некоторые опоры еще не готовы.

Угловка. Пересечение с автодорогой Валдай — Боровичи. Транспортная развязка. 403 км.

Путепроводы на развязке готовы. Тот что на пересечении М11 с дорогой Валдай — Угловка уже используется для рабочего движения. Разбирают временную дорогу, местами лежит асфальт и монтируются шумозащитные экраны. А местами еще даже основа под дорогу не готова.

Ведутся земляные работы. Частично готовы опоры путепроводов на развязке. Пролетные строения лежат рядом. В целом, из-за большого количества, сложно оценить степень готовности.

Пересечение с автодорогой Р8 Валдай — Боровичи. 348 км.

На шестом этапе почти все искусственные сооружения готовы, остается только гидроизоляция, асфальтирование и прочие работы, которые зимой не сделать. Что-то по мелочам делают, но в глаза не бросается.

Пролетные строения установлены. Ведутся работы по путепроводу и обустройству насыпей. По основному ходу ведутся грунтовые работы.к

Платная дорога Москва — Санкт-Петербург открыта на трёх участках. Схема, адрес официального сайта и стоимость проезда по тарифам 2016 — 2017 приведены ниже.

Дорога между двумя столицами, Москвой и Санкт-Петербургом, исторически одна из самых важных федеральных трасс страны.

Это финансовая, культурная, политическая артерия. Вдоль дороги росли деревни, посёлки и города, количество транспорта тоже увеличивалось.

Однажды наступил момент, когда пришла пора расширять дорогу, чтобы избежать заторов, но сделать это было невозможно из-за населённых пунктов. С 1970 в строительных планах появилась ещё одна, параллельная, широкая трасса, но план так и остался на бумаге.

Тем временем, на М-10 аварийность превысила среднюю по стране в три раза, количество автомобилей, которое ежедневно проезжает по дороге, превышает пропускную способность в четыре раза, а уровень загрязнения воздуха – в пять раз. Средняя скорость на подъезде и выезде из Москвы – 7-10 км/ч. И это на главной дороге России!

Платная дорога Москва — Санкт-Петербург: история строительства

В 2004 году чтобы разгрузить М-10 правительством РФ было поручено разработать план создания скоростной автомагистрали М-11. В 2010 началась стройка. Закончить планировали к чемпионату мира по футболу в 2018 году, но сейчас стало ясно, что это невозможно.

Первый скандал разразился в 2007 году. Трасса проходит через Химкинский лес, который охранялся государством. Экологи и правозащитники протестовали против вырубки части леса и нарушения экосистемы.

Тем не менее после споров решили вырубать лес. Другие варианты строительства трассы подразумевали её прохождение через населённые пункты, что невозможно для автомобильной магистрали, где не должно быть светофоров и пешеходных переходов.

Строительство поделено на 6 участков, для каждой из частей проводили отдельный конкурс среди подрядчиков.

  1. 15 – 58 км – из Москвы, не доезжая Солнечногорска через Химки и Зеленоград. Открыли в декабре 2014 года.
  2. 58 – 149 км – мимо Солнечногорска, Конаково и Клина.
  3. 208 – 258 км – объезд Торжка.
  4. 258 – 334 км – мимо Вышнего Волочка. Открыли в ноябре 2018 года.
  5. 334 – 543 км – для объезда Угловки, Окуловки и Бологого.
  6. 543 – 684 км – мимо Чудово и Тосны, въезд в Санкт-Петербург.

В январе 2017 года глава компании «Автодор» заявил, что к плановому окончанию работ в 2018 будет готово 360 км дороги из 684. Участок в Тверской области (208-258 км) начнут строить только в 2020 году.

Часть от подмосковного Солнечногорска до Твери тоже не готова. Из-за смены подрядчиков стройка началась только в августе 2016 года, до чемпионата мира по футболу сдать работу, скорее всего, не получится.

Задерживает стройку и недостаточное финансирование. Из-за долгов субподрядчики отказываются работать, бастуют и даже перекрывают некоторые участки трассы.

Например, 23 января рабочие, которые строят отрезок 543-684 км, перекрыли построенную развязку в Санкт-Петербурге. Долг по зарплатам составлял 4 миллиарда рублей.

После переговоров и обещания погасить долги весной 2017 года, работы возобновились, но срок сдачи участка отложен.

Не получилось выполнить и план по инвестициям. Изначально предполагалось, что 35% из суммы, необходимой для строительства, погасят частные компании, которые потом возместят убытки за счёт платы за использование дороги. В действительности получилось привлечь только 20% средств.

На данный момент платная дорога Москва — Санкт-Петербург открыта для проезда на трёх участках: 15-58 км и в Тверской области после Торжка 258-334 км, а также на въезде в Санкт-Петербург (бесплатно).

Характеристики трассы М-11

  • Покрытие на автомагистрали М11 – асфальт.
  • В зависимости от того, на каком этапе находится строительство участка, может быть открыто от 4 до 10 полос (2-5 в каждую сторону).
  • Разрешённая скорость 150 км в час.
  • Полоса движения 3,75, а разделительная полоса – 6м.
  • Освещение, в отличие от М-10, на всём пути.
  • М-11 пересекает трассу М-10 6 раз с помощью развязок, примерно каждые 50 км.

Инфраструктура дороги

К весне 2017 года платная дорога Москва — Санкт-Петербург не располагает ни одной станцией автозаправки. Но уже к 2018 году обещают построить зоны отдыха с кафе, душевыми, заправками, медицинскими пунктами, зарядками электромобилей.

Эти зоны будут располагаться недалеко от туристических мест. Обещают создать и кемпинги европейского уровня, на которых можно будет обслуживать автодома и караваны. Перекусить и сходить в туалет можно в нескольких кафе, которые открылись в 2017 году.

Сейчас на участке 15-58 км в случае, если закончилось топливо или произошла поломка, можно вызвать специальную службу, которая дежурит круглосуточно.

Чтобы это сделать, нужно откатить машину на обочину, если это возможно, обязательно поставить знак аварийной остановки, надеть светоотражающий жилет.

Вдоль трассы стоят телефоны, которые связывают с оператором службы помощи. Можно позвонить и с мобильного, но тогда придётся как можно точнее определить своё местоположение и сообщить о нём.

Вам привезут канистру с топливом или необходимыми расходными материалами или предоставят эвакуатор.

Платная дорога Москва — Санкт-Петербург: стоимость проезда

Участок с 15 по 58 км трассы М-11 разделён на зоны: Москва, Шереметьево-2, Зеленоград, Московское Малое Кольцо (трасса А 107) и Солнечногорск.

Для перемещения между каждой их этих зон введён свой тариф. Стоимость можно посмотреть, если зайти на официальный сайт – тарифы. Она зависит от группы, к которой принадлежит транспортное средство. Всего их 4.

В первой – мотоциклы, автомобили и микроавтобусы с количеством мест до 11, а также грузовики высотой меньше 2м. Во второй – грузовики, трейлеры, автобусы с числом мест менее 30 и высотой от 2 до 2,6 м.

В третьей группе грузовые автомобили выше 2,6 м с двумя осями, а в четвёртой автобусы с количеством мест более 30 и грузовики с тремя и более осями.

Зависит стоимость и от дня недели и времени суток. Дешевле всего передвигаться ночью с 24.00 до 6.00 и в воскресенье, дороже – в пятницу с 16.00 до 24.00.

Можно смотреть тарифную таблицу, а можно воспользоваться калькулятором. Зайдите на официальный сайт, тарифы, калькулятор .

Например, вы хотите проехать участок Москва — Солнечногорск. В любой день ночью это будет стоить 200 рублей. С шести утра – уже 400, в воскресенье 300, а в пятницу вечером 500 рублей.

В апреле с открытием туристического сезона тарифы поменяются. Проезд будет стоить 450 рублей в любой день недели, и только ночью останется возможность проехать за 200 рублей.

Для экономии можно купить абонемент или получить скидку 20-70%. Это можно сделать только предварительно установив на автомобиль транспондер. Тогда можно участвовать в программе «Моя дорога».

В зависимости от количества поездок за месяц будет рассчитана скидка. Если вам надо ежедневно ездить на работу из Солнечногорска в Москву, то вам нужна платная дорога Москва — Санкт-Петербург. Стоимость проезда в этом случае вместо 400-450 р будет около 261 р за поездку.

Официальный сайт предлагает купить транспондер онлайн или в специальных точках продаж на пунктах оплаты. Это устройство выглядит как небольшая коробочка, оно работает от батареек.

Его крепят на лобовое стекло за зеркало заднего вида на легковых авто и внизу на грузовиках. Аппарат подаёт сигнал на пункте оплаты, и шлагбаум поднимается автоматически.

Также возможно проехать без остановки перед шлагбаумом по специальной полосе, просто надо снизить скорость до 30 км в час и ниже. Транспондер подаст звуковой сигнал о том, что оплата прошла.

На участке 258-334 км специальных зон нет, не зависят тарифы и от времени суток и дня недели. Для первой категории стоимость составляет 200 р., для второй 220 р., для третьей 250 и для четвёртой 300. Транспондер понижает цену на 20%.

Как оплатить поездку на платной дороге Москва — Санкт-Петербург

При въезде на трассу (иногда в середине или конце) находятся пункты взимания платы (ПВП). Над каждой полосой установлены знаки со способами оплаты в специальном аппарате.

Расстояние между автомобилями в очереди не должно быть меньше 5м. Это связано с тем, что система считывает транспондеры, если у двух автомобилей рядом эти устройства, то на расстоянии менее пяти метров электроника может ошибиться и списать деньги не с того счёта.

Если шлагбаум поднят, а над полосой висит знак «ограничение скорости 30 км», значит здесь можно проехать с транспондером, предварительно притормозив. Когда транспондер издаст звуковой сигнал, оплата считается принятой.

Появится значок зелёной галочки или восклицательный знак. В последнем случае вам надо пополнить счёт транспондера, на нём недостаточно средств для следующей поездки.

Там, где шлагбаум опущен, оплачивают наличными, банковской картой или транспондером. Всеми возможностями оборудована платная дорога Москва — Санкт-Петербург.

Стоимость проезда для любого способа оплаты одинакова. Если у вас транспондер, ничего делать не надо, шлагбаум автоматически поднимется.

Если система не сработала, нажмите красную кнопку «вызов оператора». Если всё прошло успешно, загорится зелёный свет, шлагбаум откроется. Не забудьте взять карточку оплаты. Её вставляют в пропускной аппарат на выезде, там же вы получите чек.

Если оплата на въезде не работает, то она будет произведена на выезде с трассы.

Класс автомобиля определяется автоматически системой. Если аппараты не работают, плату взимает кассир.

Единый официального сайт платной дороги Москва — Санкт-Петербург находится по адресу www.russianhighways.ru .

На сайтах можно подробно узнать про тарифы и покупку транспондера.

Платная скоростная трасса М-11, которая пройдет от Москвы до Петербурга, – один из самых больших инфраструктурных проектов эпохи Владимира Путина. Планировать ее начали еще десять лет назад, а строят с 2010 года. Именно ради М-11 вырубили, несмотря на протесты общественности, часть Химкинского леса. Закончить трассу рассчитывали к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако строительство идет медленнее, чем предполагалось, и с рядом серьезных проблем. Спецкор «Медузы» Иван Голунов выяснил, почему бастуют субподрядчики, какие участки трассы не будут сданы в срок – а также при чем тут человек, даривший квартиры предположительным родственникам Алины Кабаевой.

Весной 2004 года Владимир Путин поручил своим подчиненным проработать вопрос о строительстве скоростной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоимость новой дороги оценивали в 150–180 миллиардов рублей; планировалось, что около трети этих средств вложат частные инвесторы, которые вернут деньги сбором платы за проезд. Проект стал ключевым для новой госкомпании «Автодор», которой было поручено развивать сеть платных дорог по всей стране.

На сегодня затраты на строительство трассы составляют около 450 миллиардов рублей, более 80% которых вложило государство. Планировалось, что вся трасса, которой было присвоено название М-11, будет полностью готова в мае 2018 года перед стартом мундиаля. Однако, как выяснила «Медуза», в реальности все несколько иначе.

Несколько участков дороги не будут сданы в срок, а один еще даже не начинали строить

В середине января 2017 года Сергей Кельбах, глава госкомпании «Автодор», которая отвечает за строительство дороги, заявил в интервью радиостанции «Страна», принадлежащей тому же «Автодору», что к началу 2018 года «однозначно заработает» только половина трассы – 360 километров из запланированных 684. Проблемными оказались сразу несколько участков дороги.

Один из них – вторая часть будущей М-11, проходящая по Московской и Тверской областям в обход Солнечногорска и Клина (трасса разделена на восемь участков, строительство каждого из которых разыгрывалось отдельно). По плану к ее строительству должны были приступить в начале 2016 года. Однако выбрать подрядчика долго не удавалось – на объявленные конкурсы не поступало заявок. «Автодору» пришлось увеличить стоимость 89-километрового участка до 74,6 миллиарда рублей и почти в два раза снизить долю, которую должен будет внести подрядчик (до 7,5 миллиарда рублей, которые затем должны быть возвращены за счет эксплуатации дороги).

На повторном конкурсе в июле 2016 года победила компания «Трансстроймеханизация», дочернее предприятие «Мостотреста», который отвечает за строительство всех остальных участков трассы, кроме последнего (с 543-го километра до Петербурга). Раньше крупнейшим акционером «Мостотреста» были структуры Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга; с середины 2015-го компанией владеет негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», подконтрольный «РЖД».

«Трансстроймеханизация» начала работу в августе 2016-го; на сайте компании указано , что проект будет выполнен в срок с 2016 по 2020 год. Согласно контракту , дорога должна быть сдана в эксплуатацию не позднее 1 ноября 2018 года (то есть к тому времени, как чемпионат мира по футболу в России уже завершится). Прошлой весной министр транспорта Максим Соколов на встрече с думской фракцией «Единой России» предупредил , что участок от Солнечногорска до Твери скорее будет сдан не в «2018-м, а ближе, наверное, к 2019 году». В «Автодоре» утверждают, что все работы ведутся по плану.

В этом плане тем не менее с некоторых пор вовсе отсутствует еще один участок будущей трассы, который должен пройти в обход Твери. Его строительство планируют начать «после 2020 года»; до тех пор пользователи платной дороги вынуждены будут ехать по участку бесплатной М-10, который частично проходит по городу.

Самый северный участок трассы – 138 километров между Санкт-Петербургом и деревней Мясной Бор неподалеку от Новгорода, – по документам «Автодора», также не будет доделан ни к началу 2018 года, ни к чемпионату мира по футболу. Сейчас срок его сдачи – 30 июня 2018-го, через две недели после начала турнира. В августе 2016-го эта часть дороги была готова на четверть.

Подрядчики бастуют и жалуются, что им не платят

Строительством последнего участка М-11, ведущего к Петербургу, занимается компания «Магистраль двух столиц», принадлежащая холдингу «ВТБ Капитал» и французской компании Vinci. Она должна вложить в проект около 19 миллиардов рублей (общая стоимость участка оценивается в 76,8 миллиарда).

Генподрядчиком строительства была выбрана итало-турецкая компания ICA; среди ее предыдущих проектов, например, – новый терминал аэропорта Пулково, а буквально два месяца назад ICA завершила строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (внутригородской платной дороги в Петербурге). В середине декабря в прессе появились сообщения о том, что ICA на несколько месяцев задерживает оплату работ субподрядчикам, а 23 января 2017 года представители субподрядчиков перекрыли въезд на строительную площадку трассы. По данным Госинспекции труда по Ленинградской области, в общей сложности компаниям, выполняющим работы, задолжали около 4 миллиардов рублей.

«На грани банкротства находятся несколько десятков компаний из Петербурга и других регионов, которые принимали участие в строительстве, – пояснил „Медузе“ президент ассоциации „Грузавтотранс“ Владимир Матягин. – Из-за отсутствия финансирования субподрядчики ушли со стройплощадки». По словам Матягина, сейчас на трассе не ведутся порядка 80% необходимых работ, и в случае, если конфликт не разрешится в ближайшие три месяца, сроки сдачи участка могут быть сорваны.

С сентября 2016 года в арбитражные суды Санкт-Петербурга и Ленинградской области подано два десятка исков к ICA на общую сумму более 156 миллионов рублей (аналогичные претензии к компании выдвигают и субподрядчики, работавшие с ними на строительстве Западного скоростного диаметра). В октябре ICA попросила «Магистраль двух столиц» увеличить аванс на строительство трассы.

В середине января ICА планировала провести сбор кредиторов. На нем компания должна была предложить погасить долги перед подрядчиками строительной техникой – однако, как сообщает «Деловой Петербург», в последний момент собрание было отменено. В ответ подрядчики решили перекрыть въезд на стройплощадку; после этого их все-таки пригласили на переговоры с представителями ICA. По итогам переговоров Матягин заявил, что деньги зависают в компаниях-посредниках, которые и должны оплачивать работы перевозчикам стройматериалов. 30 января выплаты за проделанные работы наконец возобновились; по словам представителя субподрядчиков, погасить всю задолженность ICA обещает не позднее начала марта.

В строительстве дороги участвуют странные компании

Одним из крупных субподрядчиков последнего этапа трассы является строительно-производственная компания «Зеленый город». Ее название фигурирует в материалах надзорных органов, проводящих проверки работы субподрядчиков компании ICА.

Раньше «Зеленый город» занимался озеленением и городским благоустройством, однако в 2013 году получил крупный подряд на обслуживание Кольцевой дороги вокруг Петербурга (только в 2016-м это принесло компании 1,41 миллиарда рублей). Тогда же «Зеленый город» заключил с «Автодором» контракт на подготовку к строительству территории последнего участка скоростной трассы – за 2,7 миллиарда рублей компания должна была вырубить лес и перенести линии электропередачи, получив за это в качестве бонуса все вырубленные деревья (то есть более 158 тысяч кубических метров древесины только в Новгородской области).

Уже в 2016 году «Зеленый город» получил в общей сложности более полумиллиарда рублей на строительство двух путепроводов и дороги, соединяющей скоростную трассу М-11 с продолжением Софийской улицы в Петербурге. А в декабре того же года компания получила 1,05 миллиарда рублей на благоустройство территории спорткомплекса «Лужники» к проведению чемпионата мира по футболу. Точная сумма подрядов, которые получает «Зеленый город» от холдинга ICА на строительстве трассы М-11, неизвестна.

В последний год «Зеленый город» на многих тендерах «Автодора» конкурирует с небольшой компанией «Питердорнии». Это тоже заметный субподрядчик на строительстве скоростной трассы – в 2016 году «Питердорнии» получила 490 миллионов рублей за осуществление на нескольких ее участках строительного контроля. Впрочем, у компаний-конкурентов есть много общего: они являются единственными учредителями ассоциации дорожных предприятий «Зеленый город», а телефоны «Питердорнии», указанные в регистрационных данных, совпадают с телефонами офиса «Зеленого города».

Основателями «Зеленого города» являются Сергей Кусачев и Виталий Лукашов, которым также принадлежит питомник декоративных плодово-ягодных деревьев в Брянской области; в 2015 году совладельцем компании, по данным ЕГРЮЛ, стал Григорий Баевский. В 2003–2009 годах Баевский возглавлял ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» Росавтодора, а в 2011–2014 годах – «Русскую холдинговую компанию», бенефициаром которой является Аркадий Ротенберг. Баевский, которому также принадлежит компания по производству наноуглеродных материалов, входит в состав дачного кооператива «Отечество» в Ленинградской области, который он учредил вместе с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами.

В недавнем расследовании Reuters и OCCRP Баевский фигурировал как человек, который любит дарить людям недвижимость. В 2009 году бизнесмен передал квартиру в Москве Лейсан Кабаевой, сестре бывшего депутата Госдумы Алины Кабаевой; в 2013 году – отдал землю и дом на Рублево-Успенском шоссе Подмосковья некоей 81-летней Анне Зацепилиной, которую в прессе бабушкой Кабаевой. В 2015 году квартиру от Баевского получила Алиса Харчева, известная тем, что позировала для календаря ко дню рождения Владимира Путина.

Еще один субподрядчик петербургского участка трассы М-11 – компания «А-проект», принадлежащая родственникам председателя правления Евразийского банка развития Дмитрия Панкина, который в 2008–2013 годах был заместителем министра финансов России. По данным ЕГРЮЛ, владельцы компании – отец чиновника, 89-летний Владимир Панкин, и дочь Елена Архангельская, которая, по данным «Делового Петербурга», работает в британском отделении Deutsche Bank. Помимо строительства трассы М-11 «А-проект» участвовал в строительстве того же участка Западного скоростного диаметра, которым занималась компания ICA.

Участок М-11 неподалеку от аэропорта Шереметьево, 23 декабря 2014 года

Частные инвесторы вкладываются в строительство неохотно

По исходному плану, 30–35% стоимости строительства дороги, которая составляет около 450 миллиардов рублей, планировалось покрыть за счет частных инвестиций. Согласно подсчетам «Медузы», в реальности доля инвесторов составила 20,4%.

Только на двух из восьми участков, на которые разбита трасса, «Автодору» удалось заключить концессионное соглашение с частными инвесторами: они должны вложить средства в строительство, а затем вернуть их, получая плату за проезд автомобилей по новой трассе.

Первый, уже построенный этап трассы строила Северо-западная концессионная компания (СЗКК). Ее создала французская Vinci вместе со структурами миллиардера Аркадия Ротенберга и холдинга «Н-транс», в котором до 2004 года работал тогдашний министр транспорта России Игорь Левитин. Концессионное соглашение с СЗКК не опубликовано. Однако в проспекте облигаций СЗКК упоминалось , что в нем содержится пункт о защите инвестора – по нему государство не могло увеличивать пропускную способность бесплатного Ленинградского шоссе более чем на 10%, а в противном случае должно было бы заплатить компании штраф.

Также СЗКК имеет право потребовать компенсации от государства, если количество автомобилей на платной дороге окажется меньше запланированного. Выполняется ли этот план, неизвестно: данные о количестве автомобилей, оплативших проезд, компания не разглашает. С учетом компенсации в почти 5 миллиардов рублей, которую компания уже получила от государства в 2015 году за задержку начала строительства трассы, доля инвестора на этом участке дороги снизилась до 53%.

Оставшиеся четыре участка трассы строятся по долгосрочному инвестиционному соглашению: подрядчик строительства обязуется вложить в проект часть собственных средств, а после завершения строительства занимается обслуживанием и ремонтом трассы, пока государство возвращает ему вложенное. Подрядчиком этих четырех этапов стали структуры холдинга «Мостотрест», который вложил в строительство от 10 до 16% от стоимости проекта.

Впрочем, большая часть вложений частных инвесторов в строительство М-11 – квазигосударственные деньги. Например, СЗКК получила 20-летний кредит на 29,2 миллиарда рублей от государственных Внешэкономбанка и Сбербанка, которые также выкупили около 70% выпуска 10-миллиардных облигаций компании. Похожая история в консорциуме «Магистраль двух столиц»: он получил 10,2 миллиарда рублей в кредит в госбанке ВТБ и выпустил облигации на 13 миллиардов рублей, большую часть которых выкупил НПФ «ВТБ пенсионный фонд». Таким образом, доля собственных средств инвесторов в проектах концессии составила 13,4 и 8,7% соответственно.

Суммы вложений подрядчиков на участках, которые строятся по долгосрочному инвестиционному соглашению, тоже оказываются меньше установленных. Так, проведя проверку сданного в эксплуатацию летом 2015 года участка строительства трассы в обход Вышнего Волочка, аудиторы Счетной палаты пришли к выводу , что «Мостотрест», который должен был инвестировать в строительство 5,2 миллиарда рублей, на деле вложил менее полутора миллиардов. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций при реализации проектов государственно-частного партнерства; а именно – 98% к двум», – говорил тогда аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

Кроме того, аудиторы подсчитали, что в течение 18 лет государство выплатит инвесторам платежей на сумму почти на 10 миллиардов рублей больше, чем предполагаемый объем выручки от платной дороги за это же время, – фактически дорога будет продолжать приносить убыток государству, уже будучи построенной. В «Автодоре» тогда сослались на то, что Счетная палата не сделала поправку на уровень инфляции.

Пока на трассе нет ни одной заправки

Всю трассу от Москвы до Санкт-Петербурга можно будет проехать за шесть часов с перерывом на чашечку кофе, уверял глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах на презентации проекта М-11 в 2013 году. Однако до недавнего времени чашечку кофе на двух существующих участках дороги выпить было невозможно: единственное кафе заработало лишь несколько недель назад; до того из услуг в специальных зонах отдыха имелись только биотуалеты и три турника. Ни на одном из участков дороги сейчас нет заправочной станции.

К 2018 году госкомпания «Автодор» обещает открыть на трассе 13 многофункциональных сервисных зон, которые будут расположены по обеим ее сторонам: там должны появиться и кафе, и магазины, и даже места для зарядки электромобилей. Пока объявлен только конкурс на выполнение подготовительных работ для строительства этих зон – под них планируется выделить почти 100 гектаров земли, в основном из лесного фонда.

Сервисные зоны планируют строить рядом с объектами, которые могут заинтересовать туристов. Например, от будущей зоны «Мшенцы» на 368-м километре рукой подать до местных радоново-сероводородных источников. Зона на 540-м километре будет называться «Онег» – в честь разрушенной во время войны усадьбы, где жила семья композитора Сергея Рахманинова. Усадьбу планируют восстановить к 2018 году и открыть там музей; стоимость проекта оценивается в 120–150 миллионов рублей.

Конкурс для инвесторов, желающих построить сервисные зоны, пока не объявлен. Несмотря на это, в апреле 2016 года «Автодор» и правительство Тверской области подписали соглашение с нефтяной компанией «Роснефть», которое предусматривает строительство не менее четырех автозаправочных станций на М-11. Еще через три месяца аналогичный документ, предусматривающий строительство двух зон дорожного сервиса, «Роснефть» и «Автодор» подписали с правительством Новгородской области. Количество АЗС, которые планирует построить «Роснефть», совпадает с количеством сервисных зон в данных регионах, которые планируется построить в первую очередь.

Чиновники открывают первый участок скоростной платной трассы от Москвы до Петербурга. Справа налево: глава «Автодора» Сергей Кельбах, руководитель администрации президента Сергей Иванов, губернатор Московской области Андрей Воробьев, помощник президента Игорь Левитин, мэр Москвы Сергей Собянин. 23 декабря 2014 года

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Scanpix / LETA

Ездить по трассе будет дорого

Официально стоимость проезда автомобилей по платной трассе от Москвы до Петербурга не объявлялась. В 2013 году Кельбах прогнозировал , что поездка обойдется водителю легковой машины в 1000–1100 рублей. Но после открытия первых двух участков трассы выяснилось, что уже они обойдутся водителям в 740 рублей (500 рублей за участок, идущий в обход Химок, и еще 240 за участок в обход Вышнего Волочка) – притом что это меньше четверти всей дороги.

«Вздули цены так, что проехать невозможно», – раскритиковал тарифы Владимир Путин в январе 2016 года. Спустя две недели после заявления президента правительство России ограничило тарифы, установив максимально возможную стоимость проезда по платным дорогам. За проезд по дорогам, построенным по концессии, цена составит 12 рублей за километр для легковых автомобилей и 38,5 рубля за километр – для грузовиков. Для всех остальных платных дорог тарифы еще ниже – 3 рубля за километр и 9,5 соответственно. При этом тарифы могут повышаться раз в год в зависимости от инфляции. После этого тарифы на М-11 были снижены в соответствии с новыми стандартами: теперь проезд по двум участкам обойдется в 600 рублей.

Из 609 километров строящейся трассы почти треть строится по концессии; к остальным применяются более низкие тарифы. Таким образом, по закону стоимость проезда по всей дороге для легкового автомобиля может составить не более 3465 рублей. По данным tutu.ru, средний билет на «Сапсан», купленный за несколько дней до поездки, стоит 2300 рублей (при этом билет на следующий день или на дату, когда на «Сапсаны» повышенный спрос, может стоить в районе 5 тысяч рублей).

Иван Голунов,Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Raritet34.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.