- Видео:Уступать дорогу пешеходам или пропускать их? Новые правила!
- Видео: Обязанности пешеходов
- Видео:Не пропустил пешехода…
- Правила проезда пешеходного перехода
- Видео: Проезд пешеходных переходов
- Штраф за пешехода
- Пешеходы и трамваи
- Запрещен обгон на зебре
- На что обратить внимание
- Какие возможны штрафы
- Дорожные правила, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам. Безопасность и обязаннос…
- О бедном прохожем замолвите слово
- ПДД РФ 2017 — 4. Обязанности пешеходов — Авто Mail.Ru
- Права и обязанности пешеходов — Blamper.ru
- Пешеходный переход на перекрестке
- Нерегулируемый пешеходный переход на перекрестке.
В конце ноября 2014 года ПДД были дополнены новыми положениями, касающимися отношений водителей, управляющих автомобилем, и пешеходов, участвующих в дорожном движении. Соответственно были изменены и меры административной ответственности (штраф за пешехода) по нарушению этих пунктов правил. Смысл внесённых изменений состоит в следующем:
- само понятие о том, что такое пешеходный переход и что входит в его зону, сформулировано более точно;
- внесены изменения в порядок действий водителя при пропуске пешехода, начавшего движение на переходе;
- введён запрет на совершение обгона в зоне, обозначенной «зеброй» или знаками пешеходного перехода;
- запрещён проезд на велосипеде или мопеде по пешеходному переходу для пересечения дороги.
Согласно ПДД под пешеходом понимается пеший человек, находящийся вне транспорта на дороге, переходящий её, идущий по обочине дороги или придорожному тротуару, ожидающий общественный транспорт на специальной остановке. К пешеходам относятся:
- Велосипедисты и мотоциклисты, идущие пешком и ведущие с собой велосипеды, мопеды и мотоциклы.
- Люди с ограниченными возможностями, перемещающиеся в инвалидных колясках с ручным и электрическим приводом.
- Люди, передвигающиеся на роликовых досках, коньках, лыжах, самокатах.
Пешеходами не являются дорожные рабочие и работники коммунальных хозяйств, занимающиеся на дорогах работами по их ремонту и обслуживанию, нанесению и обновлению дорожной разметки, очистке дренажных систем. При выполнении своих служебных обязанностей на дороге они должны быть одеты в специальную форму со светоотражающими элементами, привлекающими внимание водителей транспорта.
ПДД предъявляют требования к пешеходам, согласно которым они должны переходить дорогу только по специально оборудованным пешеходным переходам, которые могут быть наземными, подземными и надземными. Если на дороге отсутствуют обозначенные переходы, то пешеходам допускается переходить дорогу на перекрёстках по границе обочин или продолжении тротуаров. При этом пешеход обязан двигаться по кратчайшему расстоянию строго перпендикулярно полосе движения транспорта.
Видео:Уступать дорогу пешеходам или пропускать их? Новые правила!
Под пешеходным переходом понимается участок дороги, пересекающий полосы транспортного движения, обеспечивающий безопасное перемещение людей через улицу, специальный подземный туннель или надземное сооружение, служащее для этих же целей. Последние обозначаются характерными дорожными знаками, которые понятны любому зрячему человеку.
Хотя строительство подземных и надземных переходов требует больших капитальных вложений, они значительно облегчают движение и повышают его безопасность как для пешеходов, так и для водителей. На них не надо устанавливать светофоры, «лежачих полицейских» и наносить разметку. В отличие от них организация обычных наземных переходов требует от дорожных служб больших хлопот по разметке, обозначению, регулировке движения по времени и скорости.
По новым правилам зона перехода включает в себя как территорию на проезжей части, так и территорию на разделительной полосе, где обычно пролегают трамвайные пути. Раньше люди, переходящие улицу на нерегулируемых переходах, обязаны были пропускать трамвай. Теперь, наоборот, водители трамваев обязаны тормозить и уступать дорогу людям, переходящим дорогу и трамвайные пути в зоне перехода для пешеходов. Но и пешеходы должны учитывать большую массу трамваев и их инерцию, соблюдать при пересечении трамвайных линий осмотрительность и осторожность.
А это видео нужно показывать в школе детям!
Видео: Обязанности пешеходов
Обычно зона перехода для пешеходов на дороге обозначается разметкой и соответствующими дорожными знаками. В присутствии дорожной разметки границы зоны перехода определяются их размерами. Пешеход обязан переходить дорогу в пределах нанесённой разметки.
Переход за пределами дорожной разметки считается нарушением правил перехода и влечёт административное наказание в виде предупреждения или минимальной штрафной санкции в 500 рублей.
Но не всегда дорожная разметка может быть заметна водителям. В ненастную погоду, в зимний период она может быть скрыта под слоем осадков или стёрта в результате интенсивного движения. Поэтому пешеходные переходы обозначаются дополнительно соответствующими дорожными знаками. Когда разметка отсутствует или скрыта под снегом, границы зоны перехода для пешеходов определяются линиями, пересекающими дорожное полотно от места расположения дорожных знаков с обеих сторон.
В некоторых случаях правилами разрешается наносить разметку перехода, направленную по диагонали. В таком случае пешеходы обязаны двигаться в пределах нанесённой разметки, не выходя за её границы.
Видео:Не пропустил пешехода…
Правила проезда пешеходного перехода
В новых Правилах старая трактовка «пропустить пешехода» упразднена и вместо неё введен термин «уступить дорогу». Данная замена повлияла на порядок действий водителя при приближении к границе пешеходного перехода и его пересечении. Термин «уступить дорогу» трактуется в ПДД следующим образом: «Водитель транспорта не должен делать таких действий, которые заставят пешехода прекратить движение, повернуть обратно или изменить скорость и направление передвижения».
Посмотрите это видео, в нем правила проезда пешеходных переходов разобраны досконально.
Видео: Проезд пешеходных переходов
Из этого следует, что на переходе, не регулируемом светофором или регулировщиком, водитель обязан значительно понизить скорость либо полностью остановиться, для того чтобы любой пешеход, ступивший в зону обозначенного перехода, независимо от его стороны и направления движения мог безопасно завершить переход. Такие действия водителя дадут понять пешему человеку, что ему предоставляется приоритет в движении, и он может смело передвигаться по выделенному переходу.
Продолжать двигаться дальше водитель имеет право только после освобождения пешеходом его полосы движения. На широких улицах с несколькими полосами движения действует следующее правило: если машина, едущая впереди по смежной полосе, притормозила перед зоной перехода или остановилась, чтобы дать пешеходу завершить переход, то водитель должен повторить её действия, также притормозив или остановившись и дождавшись, когда пешеход не освободит полосу его движения.
Новшеством является также полный запрет обгона в зоне обозначенного перехода независимо от того, есть ли там пешеходы или нет. Изменения коснулись также водителей велосипедов и мопедов. Теперь по требованию ст.24.8 ПДД им запрещается переезжать дорогу по пешеходному переходу. Чтобы пересечь улицу в зоне пешеходного перехода им нужно превратиться в пешеходов, т.е. пешком вести за собой транспорт.
Штраф за пешехода
Статья 12.18 КоАП определяет наказание, штраф в 1,5 тысячи рублей, за не предоставление преимущества в движении пешим людям, переходящим дорогу по обозначенному переходу. Обычно за это нарушение инспектором ГИБДД выписывается штраф при наличии доказательств совершённого правонарушения в виде записи на видеокамеру или .
В зависимости от обстоятельств, сопутствующих нарушению, штрафное постановление можно обжаловать. Для этого должны быть какие-либо доказательства в пользу провинившегося, например:
- соседний транспорт закрывал обзор водителя, вследствие чего он не мог вовремя заметить пешехода, ступившего на переход;
- автомобили, едущие по смежным полосам, не останавливались и не притормаживали, чтобы дать дорогу пешеходу;
- действия проштрафившегося водителя не создавали помех пешеходу для продолжения и завершения движения по пешеходному переходу.
Новые правила проезда пешеходного перехода (ПДД) действуют с 29 октября 2014 года. В текущем году взаимоотношения автолюбителей и пешеходов претерпели изменения. На самом деле изменений не так много, но есть новые моменты. Например, к нарушениям отнесли ряд ситуаций, которые не считались таковыми в ранней редакции правил.
Если изучить ПДД, то можно отметить несколько новых изменений. Стоит перечислить следующие:
- Было уточнено, что нужно понимать под «пешеходным переходом».
- На зебре запрещено обгонять транспортные средства.
- Были изменены правила, которые касались того, как водителям пропускать пешеходов.
- Если вы имеете велосипед, стоит обратить внимания. Проезд по пешеходному переходу запрещен.
Пешеходы и трамваи
Стоит подробнее поговорить об определении. В предыдущей редакции пешеходным переходом был назван участок дороги, обозначенный специальной разметкой и знаками. Если посмотреть новые правила, то понятие «пешеходный переход» получило распространение не только на проезжую часть, но и на трамвайные пути, которые они нередко проходят как раз по разделительной полосе.
Теперь на таких участках дороги водитель трамвая обязан пропускать людей, идущих по переходу. Конечно, все равно пешеходам нужно быть внимательными, ведь транспортное средство имеет огромную массу, оно не может затормозить мгновенно.
Запрещен обгон на зебре
Опережение транспортных средств на пешеходном переходе теперь запрещены, это же правило распространяется и на обгон. Вы должны помнить, что в предыдущей редакции обгон был запрещен только в том случае, если пешеход был на зебре. Это было существенное дополнение, содержавшееся в п.11.4, но теперь его убрали из правил. Теперь обгонять запрещено на любом переходе.
Введено еще одно правило. Если ранее одно транспортное средство тормозило или останавливалось перед зеброй, то другие водители могли двигаться по соседним полоса. Конечно, это допускалось только при отсутствии пешеходов. Теперь же все машины, которые двигаются в одну сторону, должны затормозить, либо остановиться, если одно из них сделало это.
На что обратить внимание
Не все водители правильно ориентируются в том, что означает выражение «попустить пешехода». Это подробно разъяснено в ПДД, в пункте 14.1. Теперь водитель должен пропускать человека не только в том случае, когда он уже идет по зебре, но и тогда, когда он только ступает на дорогу.
Стоит отметить, что введен новый термин. Привычно многим водителям выражение «пропустить пешехода» было заменено другим термином. Теперь в правилах указано «уступить дорогу». Кроме того, стоит отметить важное нововведение. Речь идет о том, что уступать дорогу пешеходам теперь нужно и в том случае, если разметка проходит и по трамвайным путям. Делайте это и на остановке.
Уступать дорогу водитель должен правильно. Нельзя совершать действия, которые могут принудить изменить скорость, либо изменить направление. Речь идет о тех участниках движения, которые имеют преимущество.
В ГИБДД можно получить разъяснения касательно того, как в этой ситуации быть велосипедистам. Если вы ходите пересечь дорогу по зебре, вы должны спешиться. Только после этого можно перейти по пешеходному переходу.
Теперь, если возникнет аварийная ситуация, водитель должен указать в документах сведения о том, был ли пункт 24.8 соблюден велосипедистом, либо это правило человеком было проигнорировано.
Какие возможны штрафы
Если вы не пропустили человека, идущего по зебре, то будьте готовы заплатить штраф. На сегодняшний день его размер составляет 1,5 тыс. руб. Вы можете обжаловать его. Сделать это невозможно только в ом случае, если у сотрудников ГИБДД имеется видеозапись. Она должна быть сделана видеорегистратором, либо при помощи камеры.
Вы можете обжаловать решение в том случае, если перед вами двигались автомобили, обзор был плохим. В этом случае вы могли просто не увидеть человека, идущего по зебре. Конечно, если обзор был хорошим, то штраф в итоге все равно придется оплачивать.
Видео: Правила проезда пешеходного перехода
Заключение
Внимательно смотрите на знаки. Всегда пропускайте пешеходов, даже если они только ступают на зебру. Пропускайте людей на переходе, который идет по трамвайным путям.
Пропустить пешехода
В Британии на могиле одного пешехода есть надпись «Он был прав».
Сначала приведу выдержки из ПДД:
14.1 Водитель транспортного средства приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает…
1.2 «Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Дорога» – … включает в себя тротуары…
10.1 Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
4.5 …На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Исходя из системного толкования старой редакции п.14.1 и п.п.14.5, 14.6 и 14.7, понятие «пропустить» пешехода накладывает более жесткое ограничение при движении, чем понятие «уступить дорогу». Его расшифровал В.Кузин в комментариях «Российская газета» — Неделя №5193 (114) от 27.05.10 г. : «Водитель, увидев на «зебре» пешехода, вместо того чтоб притормозить, задумывался, каким образом он должен уступить дорогу. Теперь в главном водительском документе даны четкие рекомендации: сбросить скорость или остановиться. Например, на противоположной стороне дороги человек вышел на «зебру», водитель притормозит, оценит расстояние и поймет, надо ему останавливаться или нет. Успеет пешеход добежать до этой стороны улицы или можно проезжать спокойно».
Т.о. когда речь идет об «уступить дорогу», скорость можно и не сбрасывать, когда речь идет о «пропустить», снижение скорости или остановка обязательна.
Теперь выводы:
1. Пешеход, который идет по тротуару, идет по дороге – п.1.2 ПДД. Если на нерегулируемом пешеходном переходе ему предстоит переступить границу тротуара и проезжей части, он имеет право не менять направление и скорость движения, и вы обязаны его пропустить или уступить дорогу – п.14.1, 13.1, 1.2 ПДД.
2. Если пешеход границу проезжей части не переступил, то правонарушения с вашей стороны нет – п.13.1, 14.1 ПДД.
3. Для пропуска пешехода, который собирается переступить границу проезжей части и тротуара, вы обязаны тормозить заранее – п.10.1 ПДД, т.к. имеет место «Опасность для движения». Но за нарушение этого пункта наказать могут только в случае, если будет доказано превышение установленного ограничения скорости. Инспектор говорит, что из-за вас пешеход замедлил движение на тротуаре? Отвечайте, что по ПДД обязанность его пропускать не возникла, и правонарушения нет – п.13.1, 14.1 ПДД.
4. Если пешеход стоит на тротуаре, то ни по п.10.1, ни по п.13.1 и 14.1 ПДД вы никаких действий предпринимать не обязаны.
5. При возникновении «опасности для движения», т.е. в случае угрозы ДТП, водитель может подавать звуковой сигнал. Если пешеход достаточно активно идет к переходу, а вам не хочется тормозить – сигнальте – все в пределах Правил.
6. Если пешеход вступил на проезжую часть, когда вы проезжали мимо, то с его точки зрения переход безопасен – п.4.5 ПДД.
7. Если пешеход вступил на проезжую часть, и инспектор заявляет, что вы его не пропустили, то нарушение ПДД обоюдное – нарушили Правила как вы (п.13.1, 14.1 ПДД), так и пешеход (п.4.5 ПДД).
8. Если пешеход не изменил ни направления, ни скорости, при переходе проезжей части на которую вы поворачивали, то при отсутствии пешеходного перехода дорогу вы ему уступили – п.13.1 и п.1.2 ПДД.
9. При появлении пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе вы обязаны снижать скорость или останавливаться. Это правило очень разумно, поскольку для снижения скорости нужно как минимум снять ногу с педали «газа». Т.е. из остановочного пути искусственно исключается расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя. Остается голый тормозной путь (время сработки тормозов + движение с установившимся замедлением).
В приведенном выше комментарии В.Кузина говорится, что водитель должен снизить скорость, и, оценив расстояние до пешехода, продолжить движение, если тот не «успеет добежать до этой стороны улицы». Т.к. де-факто у нас действует презумпция виновности водителя, то ему необходимо доказать, что он «пропускал» пешехода в подобной ситуации. Скорость очень быстро идущего пешехода из школьных учебников по физике известна – 5 км/ч или 1,4 м/с. За 2,5 с пешеход пройдет 3,5 метра – ширина одной полосы. Т.е., если в момент проезда перехода между пешеходом и автомобилем была целая полоса, запас хода у пешехода был не менее 2,5 с. На этот критерий и нужно ориентироваться.
Если разметки нет, то исходите из ширины вашего автомобиля. Например, ширина ВАЗ-2110 без зеркал 1,7 м. Ширина двух автомобилей ~ 3,4 м. Т.е. примерно ширина одной полосы. Если на фотографии или видеозаписи в момент проезда перехода между пешеходом и автомобилем две ширины вашего автомобиля, то минимальный запас хода у пешехода все те же 2,5 с, и вы пешехода пропустили.
Т.о. рекомендую на двухполосных дорогах при появлении пешехода на проезжей части как справа, так и слева останавливаться и ждать пока пешеход пройдет первым. На четырехполосных дорогах при появлении пешехода на проезжей части справа водителю следует поступать аналогично. При наличии пешехода слева водитель обязан снижать скорость всегда. Если в момент проезда перехода между водителем и пешеходом будет более одной полосы, то можно продолжить движение. Менее – останавливаться.
Напоминаю, разделительная полоса (и трамвайные пути на ней), выделенная конструктивно или с помощью сплошной разметки 1.2.1 – отдельный элемент дороги, который не относится к проезжей части. Т.е. ее границы являются границами проезжих частей. Если пешеход появился слева за разделительной полосой, останавливаться не нужно.
Если трамвайные пути в одном уровне с проезжей частью и не выделены разметкой 1.2.1, то однозначного мнения, имеет ли дорога две проезжие части или одну, нет. Пешехода, который переходит такие трамвайные пути, необходимо пропускать. Если инспектор вас остановит за непропуск, открывайте ст.1.5 КоАП, и показывайте, что все сомнения должны трактоваться в вашу пользу – пускай сначала напишут четкие правила, являются ли трамвайные пути элементом проезжей части, а уж потом пусть наказывают.
Граница трамвайных путей и проезжей части – весьма условна.
Если вы едете по крайней правой полосе и у вас есть малейшие сомнения, что пешеход на ближайшем тротуаре успеет переступить границу проезжей части – снижайте скорость или останавливайтесь, чтобы его пропустить. Крайне осторожно относитесь к пешеходу, который стоит на краю тротуара, в т.ч. спиной к проезжей части. На то, чтобы развернуться и «рвануть» через дорогу ему достаточно долей секунды, которых у вас нет.
10. Если инспектор вас остановил, и начал разговор о том, что вы обязаны пропускать пешехода, т.е. дожидаться пока пешеход перейдет дорогу, с какой стороны он бы не появился, попросите инспектора достать КоАП и прочитать статью 12.18. Наказания за непропуск пешехода нет. Есть наказание за: «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам», – а вы дорогу пешеходу уступили.
11. Если пешеход переступил границу проезжей части и инспектор вас остановил, попросите его пригласить пешехода, ведь только пешеход может сказать:
1. Изменил ли он направление и скорость своего движения, когда вы проезжали мимо? Т.е. создали вы ему помехи при движении или нет?
2. Отказался ли он от предоставленного ему преимущества в вашу пользу?
Если пешеход станет участником вашего разговора с инспектором, то прежде, чем задавать вопросы, объясните ему: если переход для него был небезопасен, но он переступил границу проезжей части, то инспектор обязан выписать штраф и на него, т.к. он не имел права начинать переход – п.4.5 ПДД. Кроме того, если у пешехода нет документов, то его задержат на 3 часа до выяснения личности в случае составления любого протокола, в т.ч. и по вашему правонарушению.
В этот момент вы не запугиваете пешехода. Вы доводите до его сведения его права и обязанности, которые должен зачитать ему инспектор. В конце не забудьте предупредить пешехода о ст.51 Конституции, по которой он имеет право не свидетельствовать против себя. После разъяснений пешеход скажет, что никаких помех вы ему не создали, или будет молчать.
Вообще-то, инспектор может обойтись и без задержания пешехода для установления личности. У него есть доступ к информационной базе адресного бюро. Если пешеход брякнет чужую фамилию, то либо не совпадет адрес, либо не совпадет год рождения. И тогда – извольте проехать в ОВД.
Для пешехода одна лазейка есть – инспектор может объявить пешеходу замечание, и не составлять на него протокол. Но вы не согласны с правонарушением, а потому и на разбор в ГАИ, и на обжалование в федеральный и областной суды вы пешехода вызовите обязательно. Слово «суд» неизгладимо действует на людей несведущих.
С другой стороны, составление протокола на вас, и объявление замечания пешеходу, говорит о предвзятом отношении к вам.
Если дело на месте решить не удалось, пишите в протокол: «Объяснения водителя на 1 листе», – и заполняйте Приложение 9. Если решение вынесут не в вашу пользу, то оно должно быть:
а) мотивированным – пп.6 ч.1 ст.29.10 КоАП;
б) в них должна быть дана оценка вашим объяснениям – ст.26.2 и ст.26.11 КоАП.
В ГАИ не очень-то жалуют эти пункты, а под час вообще изготавливают штамп «а-ля Полыхаев», которым шлепают в нужное место постановления. Однако, если эти пункты не выполнены, то водитель может с хорошими шансами обжаловать постановление.
Если все это выглядит сложным, можете предложить инспектору объявить замечание за непропуск пешехода (см. Малозначительность), и покаяться во вчерашнем переходе дороги с разделительной полосой вне пешеходного перехода (п.4.3 ПДД) без создания помех транспортным средствам. Инспектор составит на вас протокол как на пешехода по ч.1 ст.12.29 КоАП со штрафом 200 руб. и вы сэкономите минимум 600 руб., т.к. непропуск пешехода по ст.12.18 КоАП наказывается штрафом от 800 до 1000 руб.http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=111&i=249100&t=249100
http://vkontakte.ru/note597493_11416036
Tags: Правила, пешехода, при, переходе, дороги
Дорожные правила, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам. Безопасность и обязаннос…
Правила дорожного движения Украины — 4. … В таких местах пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части дороги одного направления, …
О бедном прохожем замолвите слово
В нынешнее непростое финансовое время наши законотворцы вновь решили пополнить бюджет очередным экзотическим способом. В этот раз они повысили штраф для водителей, которые «не уступают дорогу пешеходам». По всем телевизионным каналам нам вливают в мозг, что теперь можно смело бросаться под колеса машин, если вас задавят, то бюджет пополнится не на 100 рублей, а на целую тысячу. Ура, товарищи! Поможем нашему государству! Однако, на мой взгляд, реальная помощь должна заключаться в снижении аварийности на дорогах, в частности, снижении количества наездов на пешеходов. Поэтому давайте вместе вспомним об обязанностях водителей, об обязанностях пешеходов и разберем сложные жизненные ситуации, в которые мы попадаем, и которые не укладываются в полярные понятия морали из ПДД.
Данный материал состоит из пяти глав. В первых трех я подробно рассказываю об обязанностях пешеходов, водителей и о взаимоотношениях между ними в рамках ПДД. В четвертой главе я собрал различные ситуации, связанные с пешеходами, пешеходными переходами и кратко разбираю, в какой ситуации водитель прав, а в какой нет. Самые нетерпеливые могут начать чтение с нее, возвращаясь к первым трем главам лишь за разъяснениями непонятных моментов. А тем, кто хочет освежить в памяти ПДД в части взаимоотношения водителей с пешеходами, а так же просто любознательным, предлагаю начать с самого начала. Итак…
Глава 1. Давайте определимся
Для того, чтобы водитель и пешеход разговаривали «на одном языке», давайте определимся с терминами. Откроем самый первый пункт правил. Здесь и далее все цитаты из ПДД я выделял курсивом.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, инвалидную коляску.
Из этого определения мы понимаем, что, грубо говоря, любой человек, которого мы видим в лобовое стекло автомобиля, является пешеходом. Интересно следующее. Человек, везущий коляску или санки – пешеход. А человек, который в санках или в коляске кто? Или человек на роликах, скейтборде. Ведь упоминают отдельно механические приспособления, такие как инвалидные коляски или велосипед? Почему не выделены роликовые коньки? Ведь пешеходам, передвигающимся на роликах, нужно уделять гораздо больше внимания. Они легко могут упасть или банально не успеть затормозить и выскочить на проезжую часть. Не говоря уже о том, что передвигаются они со скоростью, превышающую скорость пешехода. Чего водитель совсем не ждет.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Главные моменты – пешеходный переход может быть обозначен, как только знаками, так и только разметкой. А могут быть и разметка, и знаки. Сложность в жизни заключается в том, что если нет разметки, то ширина перехода определяется как расстояние между знаками. Зачастую, оба знака висят на одном столбе и, в этом случае, шириной пешеходного перехода будет являться диаметр столба. Поэтому, по правилам, человек, переходящий дорогу по такому переходу, будет находиться не на пешеходном переходе. А по жизни, люди будут пытаться переходить дорогу рядом со знаками, считая себя абсолютно правыми! Будьте бдительны.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Данное понятие будет часто встречаться в обязанностях водителей. И, зачастую, водители упускают из виду, что пешеход является полноценным участником дорожного движения наряду с ним, водителем, самим. У нас, к сожалению, данное понятие упростилось до «другая машина», хотя непосредственно об автомобиле в определении ни слова.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
Одно из серьезных заблуждений, особенно у пешеходов, состоит в том, что они понимают требование «уступить дорогу» как «остановиться и пропустить». Это совсем не так. Если пешеход вышел на пешеходный переход, а автомобиль может проехать так, что пешеходу, который имеет преимущество в данной ситауации, не понадобится изменять скорость или направление движения, то водитель выполнил требование ПДД — «уступить дорогу».
Глава 2. ПДД – книжка для пешеходов
О том, что «водитель обязан уступать дорогу пешеходам» знают теперь, наверное, даже собаки, которые пешеходами по ПДД не являются. Кстати, не раз и не два видел бродячих собак, которые переходили дорогу по «зебре». А вот знают ли пешеходы о своих обязанностях? Для них мало того, что есть целый пункт 4 «Обязанности пешеходов», так еще и упоминания о пешеходах разбросаны по многим другим пунктам. Давайте кратко пройдемся по основным обязанностям пешеходов.
Пункт 4.1. говорит о том, что «пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам». По проезжей части (не путать с понятием «дорога», которое включает в себя и «проезжую часть» и «обочину») могут двигаться:
Инвалиды и люди, переносящие громоздкие предметы, если создают помехи пешеходам на тротуаре или обочине;
Любые пешеходы, если обочины или тротуар отсутствуют, а так же в случае «невозможности двигаться по ним». При этом пешеходы должны идти в один ряд навстречу движению транспортных средств. То есть, если пешеход идет в попутном с автомобилем направлении, или идет вторым рядом, то он нарушает ПДД. Исключения только для велосипедистов и инвалидов в колясках, они могут двигаться по ходу движения. Но тоже в один ряд.
Очень интересный пункт 4.3. «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам…, а в их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин». Отсюда следует, что пешеход, идущий поперек перекрестка (другими словами, по диагонали) – нарушитель. Так же, нарушитель тот, кто переходит не по пешеходному переходу (помним про ширину перехода, если он обозначен только знаками?). Читаем дальше. «При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны». Хочу напомнить, что разделительная полоса это «элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств». Не путайте ее с «двойной сплошной» — разметкой 1.3.
Замечу, что если в зоне видимости пешехода есть переход или перекресток, то он должен дойти до него и переходить дорогу именно там, а не там, где ему захотелось.
Еще более интересный пункт 4.4. Он обязывает пешеходов «руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии ‑ транспортного светофора». Запомним этот пункт, он нам пригодится, когда мы будем разбирать обязанности водителя при проезде перекрестков.
Следующий пункт очень хочется, чтобы услышали и выучили пешеходы, включающие на пешеходном переходе “God mode” – «режим Бога». Это когда они идут по переходу так, словно машин вокруг нет вообще! Так вот, пункт 4.5 обязывает пешеходов «выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся в том, что переход для них будет безопасен». Этот пункт возлагает на пешехода ответственность за безопасность своего маневра и дает водителю возможность оправдать себя, если он не имел технической возможности пропустить пешехода на пешеходном переходе. Еще этот пункт обязывает пешехода не создавать помех при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода (в том числе и на перекрестке при переходе по правилам) и не выходить из-за препятствия, не убедившись в безопасности своего маневра.
Пункт 4.6 говорит от необходимости пешеходу не задерживаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности. Если он не успел перейти проезжую часть, то должен ожидать своей участи на линии, разделяющие транспортные потоки встречных направлений. Которая, кстати, вполне может быть не обозначенной разметкой. Так что пешеход посередине дороги может находиться в рамках ПДД, не забывайте.
Пункт 4.7 обязывает пешеходов, как и водителей, уступать дорогу машинам с включенным маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Не случайно выделил союз «и» жирно – «мигалка» в отдельности от «сирены» и наоборот не дают приоритета ни перед водителем, ни перед пешеходом.
Пункт 4.8 регламентирует порядок ожидания пешеходами маршрутных транспортных средств (напомню, что по правилам это автобусы, троллейбусы, трамваи; «маршрутки» и такси к ним не относятся). Пешеход для посадки должен выходить на проезжую часть только после остановки автобуса (троллейбуса, трамвая). И то, если место посадки не оборудовано «приподнятыми посадочными площадками». Кстати, несмотря на то, что маршрутные такси и просто такси не относятся к «маршрутным транспортным средствам», правила их ожидания и посадки приравнены к «МТС»: «Ожидать маршрутные транспортные средства и такси…» — цитата из пункта 4.8. Так что пешеход, голосующий на проезжей части – финансово-обеспеченный нарушитель ПДД.
Еще есть пункт 16.1, который запрещает пешеходам вообще находиться на автомагистралях. В городе таких дорог нет, а вот сразу за городом не одна.
Глава 3. Водитель + пешеход = кошка + собака
Давайте теперь поговорим об обязанностях водителя, но уже с учетом тех обязанностей, которые налагаются на пешеходов правилами дорожного движения.
Начало движения (равно, как и перестроение, поворот, разворот, движение задним ходом) «не должны создавать помех другим участникам движения» — цитата из пунктов 8.1 и 8.12 (про задний ход). Напомню, что именно пешеход, как и водитель, является полноценным участником движения, а не «другая машина».
Пункт 8.3 обязывает водителя при выезде с прилегающей территории пропустить пешеходов, двигающихся по дороге, на которую собирается выехать водитель. Равно, как и при съезде с дороги на прилегающую территорию. И здесь есть интересный момент. К прилегающей территории относятся заправки, стоянки около «Ашанов» и т.п. Пункт 4.5 обязывает пешеходов убедиться в безопасности своего маневра только при «выходе на проезжую часть». Проезжая часть является элементом дороги, а прилегающая территория дорогой не является. Следовательно, на прилегающей территории (читай — на стоянках «Ашана» и других гипермегасуперпупермаркетов) пешеход – царь и Бог. Он имеет право двигаться так, как захочет и водитель не имеет права его поторопить или как-то обидеть.
Теперь поговорим о проезде перекрестков. Перекресток по ПДД бывает регулируемым и нерегулируемым – в зависимости от наличия или отсутствия работающего светофора (мигающий «желтый» относим к неработающему светофору). Для пешеходов тоже существует такие же понятия в зависимости от наличия пешеходного светофора. В жизни проще разделить перекрестки на три вида: со светофором для машин и пешеходов, со светофором только для машин и без светофора. Соответственно, будем использовать именно эти определения.
Если на любом перекрестке со светофором для машин загорелся красный свет, то пункт 6.13 обязывает водителя останавливаться перед стоп-линией, а в случае ее отсутствия «перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам». А мы помним, что по правилам пешеходы имеют право пересекать перекрестки по линиям тротуаров и обочин. А значит, останавливаемся так, чтобы пешеходу, сойдя с тротуара, не нужно было бы лавировать между стоящими машинами.
Если перекресток со светофором для пешеходов, то пешеходы должны руководствоваться именно его сигналами, если перекресток со светофором для машин и без светофора для пешеходов, то пешеходы обязаны руководствоваться сигналами светофора для машин. О первой части предыдущего предложения знают все, а вот о втором многие не догадываются. И это серьезная опасность, особенно, при наличии «зебры». В правилах есть пункт 13.1, обязывающий «при повороте налево или направо уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую мы поворачиваем». И этот пункт действует для любого перекрестка. Однако когда поворот налево происходит по дополнительной секции, в то время как на основном светофоре горит красный, пешеходы обязаны уступить дорогу – об этом прямо гласит пункт правил 4.4. Но пешеходы об этом, зачастую, не знают и спокойно выходят на «зебру», думаю, что на «зебре» их обязаны пропускать всегда. А при этом совершают действие, равнозначное проезду автомобиля на красный свет. Что есть печально.
В проезде перекрестков есть еще один очень сложный момент, а именно, завершение маневра. Пункт 13.7 обязывает водителя, въехавшего на перекресток на разрешающий сигнал светофора, «выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка» (ели только перед ним нет стоп-линии, расположенной на пути следования автомобиля). А пункт 13.8 обязывает других водителей «при включении разрешающего сигнала светофора…уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход…». На первый взгляд все хорошо. Но в жизни, когда есть пешеходный светофор, как только на нем загорается зеленый, вне зависимости от того, закончил водитель маневр или нет, пешеходы начинают идти. И правила никак не регламентируют эту ситуацию! С одной стороны по пункту 13.7 водитель должен завершить маневр, с другой пункт 6.5 явно разрешает движение пешеходам. И в нем нет указания, типа «пешеходы должны выходить на проезжую часть, убедившись, что это будет безопасно». Поэтому нужно быть очень внимательным при завершении маневра на запрещающий сигнал светофора.
Эта же картина сохраняется и для перекрестков, на которых есть только светофор для машин. Пункт 18.8 обязывает только водителей пропускать автомобиль, завершающий маневр. А вот про пешеходов забыли. Им пункт 6.2 разрешает движение безо всяких оглядок. Будьте внимательны!
Теперь поговорим о пешеходных переходах, тем более что им посвящена целая глава. Пункт 14.1 обязывает водителя «уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». Я специально выделил слово «переходящим». Мы должны уступать дорогу именно переходящим пешеходам, а не стоящим рядом или даже стоящим на зебре. Только переходящим, то есть двигающимся. При этом пункт 4.5. запрещает пешеходам выходить на проезжую часть (даже, если на нее нанесена «зебра») до тех пор, пока это связано с опасностью для их жизни. Рекомендую трактовать пункт 14.1 так: «если я вижу, что по «зебре» с левой стороны дороги вышел пешеход, то я обязан уступить ему дорогу; если пешеход стоит на правой обочине или даже в начале пешеходного перехода, но стоит, то я не обязан ему уступать. Однако если у меня есть возможность его пропустить, то я обязательно пропущу». Так же, не забывайте о том, что «уступить дорогу» – это не «остановиться», а «не продолжать движение, если пешеход вынужден будет изменить скорость или направление своего движения» – смотрите главу 1.
Вообще, уступать дорогу пешеходам надо. Но это не должно создавать помех другим участникам движения. Не надо тормозить «в пол», чтобы пропустить пешехода, если за Вами едет другая машина. Не надо стоять долго-долго перед переходом, ожидая, когда бабушка еще только дойдет до него. Все должно быть в меру. Помните, чтобы остановиться пешеходу, ему нужно сделать шаг. Чтобы остановиться автомобилю – метры. Вы остановитесь. А вот всегда ли Вы уверены, что другие водители вовремя поймут Ваш маневр и тоже остановятся? Допустим, Вы останавливаетесь на четырехполосной дороге перед «зеброй», чтобы пропустить пешехода. Сколько уже было и будет ситуаций, когда другие водители не могут «разгадать» такое намерение. «Он сломался?» «Он будет поворачивать налево/направо?» «Он сбавляет скорость, потому что разговаривает по телефону или пьет кофе?» «Он меняет диск в магнитоле?» Множество возможных догадок и среди них «останавливается, чтобы пропустить пешеходов» далеко не первая в списке. Увы, но это жизнь. И с этим надо считаться. Поэтому, пропуская пешеходов, будьте предельно внимательны к окружающей обстановке.
Давайте теперь разберем пункт 14.2, который имеет непосредственное отношение к ситуации, описанной в предыдущем абзаце. Бытует заблуждение, что «если перед «зеброй» остановилась машина, то все остальные должны остановиться». Нет, это не так. Этот пункт лишь дает право продолжать движение, убедившись, что перед затормозившей машиной нет пешеходов. И это, к сожалению, легко может служить оправданием того, кто промчался по переходу, не уступив дорогу. Хочу добавить, что пункт 14.2 обязывает убеждаться не только водителей попутных автомобилей, а вообще «водителей транспортных средств, двигающихся по соседним полосам». А значит, нужно следить и за тем, что делают водители встречного направления. И если они остановились, чтобы пропустить пешехода, и пешеход уже двигается по переходу, будьте добры остановиться.
Еще хочу добавить, что пункт 14.3 обязывает водителя пропустить пешеходов, в случае, когда машинам загорелся «зеленый», а пешеходы еще не закончили переход. Водителям на пешеходном переходе запрещены разворот и движение задним ходом (пункты 8.11, 8.12), остановка как на самом переходе, так и на расстоянии 5 метров перед ним (после него можно сразу – пункт 12.4). А вот обгон на «зебре» запрещен только в том случае, если на ней есть пешеходы – пункт 11.5.
Следующей темой нашей беседы станут жилые зоны и дворовые территории, которые приравнены к жилым зонам пунктом 17.4. И если о въезде в жилую зону водителя информирует 5.21, то во дворах знаков нет, но правила как для жилых зон все равно действуют. Самым важным моментом является то, что пешеходы могут двигаться как по тротуарам, так и по все ширине проезжей части (пункт 17.1). Этот же пункт запрещает пешеходам создавать «необоснованные помехи для движения транспортных средств», но я бы рекомендовал понимать его, как «не создавать баррикад и не ставить мин». Поэтому не надо «дудеть» пешеходу, который идет по дорожке, ведущей к дому, даже если на тротуаре есть кусочек свободного места (что при глобальной проблеме с парковочными местами выглядит почти смешно). Так же, в жилых зонах, а равно и во дворах пунктом 17.2 запрещается сквозное движение. А значит все объезды пробок через дворы – злостное нарушение ПДД.
Глава 4. «Развожу кроликов и лохов» — девиз ГИБДДшника с зоологическими наклонностями
Россия – страна со сложившимися традициями. Древней и исконно русской традицией являются попытки развода водителей со стороны «оборотней в погонах». Причем, как настоящий оборотень активизируется в полнолуние, так погонистый оборотень активизируется с принятием новых поправок. Для того чтобы не чувствовать себя в момент остановки кроликом, а после остановки лохом (да еще и с пустым кошельком), я попытался собрать максимально количество ситуаций, связанных с пешеходами и пешеходными переходами, в которые может попасть автолюбитель. И объясняю, виноват ли водитель или нет. Итак, представим, останавливает нас инспектор ГИБДД и…
Ситуация
Невиновен
Вы не пропустили бабушку, стоящую на тротуаре, рядом с пешеходным переходом
Вы не уступили дорогу пешеходу, двигающемуся по пешеходному переходу
Пункт 14.1 обязывает пропускать только пешеходов, двигающихся по пешеходному переходу.
Если проехали переход, не вынудив своим маневром идущего по нему пешехода поменять скорость или направление движения.
Если сможете доказать, что не имели технической возможности для остановки – пункт 4.5 обязывает пешеходов выходить на проезжую часть лишь убедившись, что это безопасно.
Вы не пропустили пешехода, стоящего на линии, разделяющей встречные потоки или на островке безопасности, если он находится НЕ на пешеходном переходе
Пункт 4.6 обязывает пешехода остановиться именно там, где стоит, и продолжать движение, только убедившись в безопасности маневра.
Вы не пропустили пешехода, который вышел на пешеходный переход на зеленый свет, но не успел перейти проезжую часть до конца
Пункт 14.3 обязывает пропустить пешеходов.
Вы поворачиваете налево или направо и не пропустили пешехода, который вышел на перекресток на зеленый сигнал светофора, но не успел перейти проезжую часть до конца
Пункт 13.8 обязывает пропустить пешеходов.
Вы не уступили пешеходам, поворачивая налево «под стрелку». При этом в основном направлении горел «красный» и на перекрестке нет пешеходного светофора.
Пункт 4.4 обязывает пешеходов руководствоваться сигналами светофора для автомобилей
Вы не уступили пешеходам, поворачивая налево или направо в тот момент, когда в основном направлении горел зеленый. При этом на перекрестке нет пешеходного светофора.
Пункт 4.4 обязывает пешеходов руководствоваться сигналами светофора для автомобилей, а пункт 13.1 обязывает водителя уступить дорогу пешеходам.
Вы выехали на перекресток на «зеленый», но не успели закончить маневр. При этом загорелся «зеленый» тем, кто «поперек» Вашего движения. Причем, как на пешеходном светофоре, так и на светофоре для автомобилей. Пешеходы начали движение в разрешенном направлении, Вы их не пропустили.
Спорная ситуация, не описанная в правилах. Пункт 13.7 обязывает водителя завершить маневр, а пункт 6.5 разрешает движение пешеходам без оглядки на автомобили.
Вы совершили обгон на пешеходном переходе.
Если на переходе были пешеходы, то Вы нарушили пункт 11.5.
Пункт 11.5 позволяет совершать обгон на переходе, если на нем нет пешеходов.
Перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилась машина, пешеход находится на тротуаре, Вы не остановились.
Пункт 14.2 разрешает движение в этой ситуации, если Вы убедились, что перед остановившейся машиной нет пешеходов.
Водитель встречной машины остановился перед пешеходным переходом, пешеход, которого Вы не пропустили, только-только начал движение с левой стороны улицы.
Вы развернулись на пустом пешеходном переходе.
Вы проехали поворот во двор и сдали задним ходом, при этом проехав «задом» по пустому пешеходному переходу.
Пункт 8.12 запрещает движение задним ходом на переходе, вне зависимости от нахождения на нем пешеходов.
Вы не пропустили пешехода, идущего по «зебре» на автомагистрали
Пункт 16.1 запрещает движение пешеходов по автомагистралям вообще, так что непонятно, откуда вообще там «зебра».
Вы не уступили дорогу пешеходу с тележкой при въезде на стоянку около «Ашана»
Пункт 8.3 обязывает водителя уступить дорогу пешеходам при въезде на прилегающую территорию.
На перекрестке нет стоп-линии и Вы остановились на пересечении проезжих частей. При этом пешеходам, идущим по тротуарам, при переходе дороги пришлось обходить Ваш автомобиль.
Пункт 6.13 обязывает остановиться так, чтобы не создавать помех пешеходам.
Вы не уступили дорогу пешеходу, переходящему нерегулируемый перекресток по диагонали
Пункт 4.3 обязывает пешеходов переходить дорогу только по линии тротуаров или обочин.
При развороте по правилам Вы не уступили дорогу пешеходу.
Пункт 8.1 обязывает не создавать помех другим участникам дорожного движения, коими являются и пешеходы.
Глава 5. − Моя фамилия Итого (при получении зарплаты)
В этом сложном и разнообразном мире такое количество тонкостей и нюансов, что их невозможно описать ни на государственном уровне в рамках свода правил дорожного движения, ни на любом другом. Надеюсь, что эту статью читали как пешеходы, так и водители, поэтому хочу по очереди обратиться к каждому.
Уважаемый пешеход. Поверьте, водители и рады бы Вас пропустить, но не всегда имеют такую возможность. Остановить автомобиль так, чтобы это было безопасно не только для пешехода перед ним, но и для окружающих водителей, только кажется простой задачей. И сложность этой задачи многократно возрастает, если на улице темно, или идет дождь, или скользко. А уж если все эти факторы сойдутся вместе, то вспомните, что Вам, чтобы остановиться, нужно сделать шаг-другой, а для машины это метры. Одевайтесь так, чтобы Вас было заметно – светоотражающие полосы на одежде это счастье для водителя и праздник для пешехода. Вас мало того, что заметят в любую погоду, так еще и притормозят, думая, что перед ними гаишник (к сожалению, сейчас только гаишники носят одежду со светоотражающими полосами). И пускай Вы будете тысячу раз правы, переходя дорогу по «зебре» на зеленый сигнал светофора, машина железная, а Вы нет. «Дай Дорогу Дураку» — золотое правило «Трех Д» для водителей. Примите и Вы его на вооружение.
Дорогой водитель! Как быстро за рулем забываются те ощущения, которые испытывает пешеход, стоя перед пешеходным переходом и глядя на несущиеся мимо автомобили. А ведь Вы когда-то тоже были пешеходом. И тоже стояли перед «зеброй», не решаясь шагнуть в этот гудящий поток. Давайте будем уважать не машины вокруг нас, а окружающих нас людей. Одни люди – в автомобилях, другие люди – пешком. Но и тот, и другой — каждый – человек, который ждет от Вас, водитель, частичку Вашего внимания. И пусть Вы обязаны пропускать только пешехода, двигающегося по «зебре», проявите благородство: остановитесь перед тем, кто еще только ждет возможности перейти дорогу. Благодарный кивок головы, или улыбка, или «Спасибо», прочитанное по губам, будут самой дорогой наградой. Не верите? А Вы попробуйте!
Искренне Ваш, Никитин Максим aka miniMagz
Благодарю участников форума автошколы “Кабриолет” за помощь в подготовке этого материала.
Вы хотели бы разместить эту статью на своем интернет-ресурсе? Без проблем, если сохраните имя автора и поставите ссылку на эту страницу. Спасибо.
ПДД РФ 2017 — 4. Обязанности пешеходов — Авто Mail.Ru
ПДД 2017 глава 4 — Обязанности пешеходов. … При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время… или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4-4.7 Правил.
Права и обязанности пешеходов — Blamper.ru
При отсутствии пешеходного перехода дорогу можно переходить на… К примеру, за нарушение правил перехода проезжей части (переход в…
Пешеходный переход — ПДД и мнение Верховного Суда РФ
29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.
Для начала стоит определиться с пунктом 14.1 ПДД. Ниже представлен предыдущая редакция пункта 14.1 ПДД.
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
Теперь водитель обязан уступить дорогу пешеходам. В предыдущей редакции водитель обязан был пропустить пешеходов. Разница в терминологии. Один наблюдательный посетитель заметил, что в новой редакции появилась обязанность уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу, а не только проезжую часть. Если раньше можно было спокойно проехать, ссылаясь на то, что пешеход ещё не вышел на проезжую часть и пропускать его нет обязанности, то теперь в пункте 14.1 ПДД явно указано про всю ширину дороги, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы.
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Термин «пропустить пешеходов» в ПДД отсутствует, а вот «уступить дорогу» имеется.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
То есть, если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не мешали, довольно сложно, если инспектор имеет огромное желание вас привлечь к административной ответственности. Видеорегистратор мог бы помочь в некоторых ситуациях. Например, пешеход ещё только переходит первую полосу, вы проезжаете по четвёртой. Очевидно, что никакой помехи ему не создаёте.
Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года хоть и относится к предыдущей редакции пункта 14.1 ПДД, по-прежнему подтверждает написанное выше.
Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 14.1 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются). Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.
Теперь проанализируем изменения пункта 14.2 ПДД. Ниже представлена предыдущая редакция пункта 14.2 ПДД.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.
В новой редакции мы видим, что необходимо повторять действия движущегося впереди траснпортного средства. Если оно снизило скорость, то и мы должны снизить, а если оно остановилось, то и мы должны остановиться.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
Представьте себе, что впереди нерегулируемый перекрёсток. Там же пешеходный переход. Впереди транспортное средство собирается повернуть налево и снижает скорость перед пешеходным переходом. Ваши действия? Правильно, снижать скорость, а если остановится, то и вы должны сделать тоже самое. Вот как можно было такое придумать?
Уже представляю диалог инспектора с водителем, который в нужный момент не снизил скорость или не остановился.
Вы нарушили правила проезда пешеходного перехода. Движущееся впереди транспортное средство остановилось перед пешеходным переходом. В соответствии с пунктом 14.2 ПДД вы были обязаны также остановиться.
Но там же нет пешеходов!
Всё правильно. Вы обязаны были убедиться, что пешеходов нет и только тогда продолжить движение. Согласны?
Да, согласен.
Ответственность предусмотрена по статье 12.18 Коап РФ. Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере 1500 рублей. Пройдёмте для оформления нарушения. Протокол будем составлять или сразу постановление? Вы согласны с нарушением?
Если мои предсказания верны, то прошу написать в комментариях.
Также хочу отметить тот факт, что ответственность за игнорирование пункта 14.2 ПДД отсутствует. Есть ответственность только за невыполнение требования уступить дорогу пешеходам.
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Совершенно очевидно, что такими изменениями в ПДД не добиться снижения количества ДТП с пешеходами. Прежде всего необходимо агитировать пешеходов выполнять пункт 4.5 ПДД. Ведь пешеход, в соответствии с ПДД, такой же участник дорожного движения и обязан соблюдать ПДД. Если хотя бы один из участников (пешеход или водитель) не нарушит ПДД, то не произойдёт ДТП.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Пока СМИ, при поддержке властей, создают образ негодяев из водителей, игнорируя нарушение ПДД пешеходами, аварии с пешеходами будут продолжаться.
Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Рассмотрим сначала, в каких местах Правила разрешают движение пешеходам через проезжую часть. Ответ на этот вопрос дает п.4.3 ПДД:
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».
Таким образом, пешеходный переход может быть расположен как на перекрестке, так и в любом другом обозначенном на дороге месте, где это необходимо, и сам переход может регулироваться светофором, а может быть обозначен только знаками, т.е. являться нерегулируемым. На пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках, может быть нанесена только разметка (зебра), а знаки 5.19.1 и 5.19.2 могут отсутствовать.
Более того, если на перекрестке вообще нет ни одного атрибута пешеходного перехода (нет ни знаков, ни разметки, ни пешеходных светофоров), то пешеходам разрешается пересекать проезжую часть по линии тротуаров или обочин, соблюдая меры безопасности.
В случае, если рядом нет ни обозначенного перехода, ни перекрестка, а дорога не имеет разделительной полосы и ограждений, этот же пункт 4.3 разрешает пешеходам переходить ее под прямым углом к краю проезжей части, т.е. по самому короткому пути, но в таких местах, где дорога хорошо видна в обе стороны и пешеходам, и водителям.
Этот абзац специально выделен другим цветом, чтобы привлечь внимание читателя. Пешеходы не всегда осознают, где и как можно переходить дорогу. Среди них есть такие, кто вообще ни разу не открывал Правила дорожного движения. Они понятия не имеют, что для полной остановки в разных погодных условиях автомобилю требуется разное время. Поэтому, этот пункт написан больше для водителей, нежели для пешеходов, чтобы дать понять, что пешеход может появиться на дороге в любом месте!
Прежде чем приступить к проезду пешеходных переходов, кратко коснемся того, какие маневры запрещено делать водителям на пешеходных переходах.
На пешеходных переходах запрещается:
- обгон при наличии пешеходов на переходе – п.11.4;
- остановка и стоянка на самом пешеходном переходе и ближе 5м перед ним – п.12.4 и 12.5;
- разворот – п.8.11;
- движение задним ходом – п.8.12;
Теперь рассмотрим, как Правила предписывают проезжать пешеходные переходы водителям. Начнем с наземных переходов на перекрестках.
Пешеходный переход на перекрестке
«При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке» — п.13.1 ПДД.
Это правило относится к любым (регулируемым и нерегулируемым) перекресткам, в том числе и к круговым, когда осуществляется выезд с кругового перекрестка. Ранее, в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила, это правило уже обсуждалось.
Регулируемый пешеходный переход на перекрестке. Когда перекресток регулируется светофором, то чаще всего зеленый сигнал одного направления разрешает движение одновременно и водителям и пешеходам. Пешеходам при работающем светофоре все предельно ясно: красный сигнал – стой, зеленый сигнал – иди. Если автомобиль на данном перекрестке поворачивает (направо или налево) — их траектории движения пересекутся, и в этом случае водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть.
Для тех, кто продолжает движение через перекресток в прямом направлении: при включении разрешающего сигнала светофора, водители обязаны дать пешеходам возможность закончить переход проезжей части (пункт 13.8).
Рекомендация пешеходам:когда для вас включился разрешающий сигнал для перехода, не нужно сломя голову бросаться на проезжую часть, вынуждая водителей, которые заканчивают проезд перекрестка, останавливаться на пешеходном переходе. Дайте ему проехать. Это очень частое явление, особенно в часы пик.
Иногда машины буквально протискиваются через идущую толпу – это уже грубое нарушение водителей, зафиксировать которое может инспектор ГИБДД. В подобной ситуации, если не успел выехать с перекрестка, а пешеходы уже пошли через переход, целесообразно остановить автомобиль непосредственно перед пешеходным переходом и пропустить идущих.
Нерегулируемый пешеходный переход на перекрестке.
На нерегулируемом перекрестке пешеходный переход носит статус нерегулируемого, и водитель обязан уступать дорогу пешеходам не только, когда он поворачивает направо или налево, но и когда движется через перекресток в прямом направлении, независимо от того, по какой дороге он приближается к перекрестку: по главной или второстепенной.
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Любая квартира или объект ремонта, строительства получает дополнительную изящность и уникальность если использовались декоративные отделочные материалы. Которые сейчас предлагает любой магазин декоративных отделочных материалов . Достаточно определиться с дизайном, типом и стоимостью отделочных материалов и ваша квартира или дом будут отличатся от всех остальных.