Большинство законопослушных граждан-водителей испытывают не лучшие эмоции, когда их останавливает инспектор ГИБДД. Даже если человек полностью уверен в своей непогрешимости, он невольно испытывает волнение и страх перед стражем закона. Хотя в большинстве случаев, подобный контакт ограничивается только проверкой водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства и страхового полиса.
Однако нередки ситуации, когда представитель закона требует открыть багажник автомобиля, капот для сверки номерных знаков на двигателе и кузове или дверцы для осмотра внутреннего пространства салона. При этом элементарное незнание законов и безвольное подчинение требованиям «гаишника», могут стать для хорошего человека началом больших проблем и неприятностей. Нередки случаи, когда после просьб открыть багажник, там «случайно» находился пакетик с неопознанным веществом, огнестрельное оружие или окровавленный ножик.
Так может ли инспектор ГИБДД просить владельца авто открыть багажник? В каких ситуациях его действия будут законными? И как вести себя при нарушении правил досмотра автомобиля работником ДПС?
«Осмотр» или «Досмотр» — вот в чем вопрос!
Чтобы окончательно сбить с толку взволнованного водителя, сотрудник автоинспекции прибегает к небольшой психологической уловке — просит отворить дверцы авто или крышку багажника для проведения осмотра. Однако в Кодексе об Административных Правонарушениях такие действия классифицируются как досмотр или обыск.
Проведение осмотра транспортного средства предполагает:
- визуальное обозрение наружных частей машины;
- возможность заглянуть внутрь салона через лобовое, заднее или боковые стекла авто;
- не нужно оформлять документов для его проведения.
Процедура проведения досмотра требует выполнения определенных норм:
- составление протокола с фиксированием проводимых манипуляций;
- обязательное указание повода (причины) возникновения необходимости таких действий;
- наличие двух понятых (прохожих, водителей или пассажиров проезжающих машин);
- ведение видеосъемки всего процесса (если нет понятых).
Такая процедура осуществляется только в присутствии владельца (или водителя) транспортного средства, причем страж порядка не может касаться или самостоятельно перемещать вещи в салоне авто, его багажнике или бардачке. Подобные действия классифицируются как обыск и требуют наличия постановления суда или разрешения (санкции) прокурора.
Следует отметить, что поиск понятых или камеры для съемки не входит в обязанности остановленного автолюбителя — эта задача полностью возлагается на плечи сотрудника патрульной службы. Причем досмотр машины без составления протокола, понятых или ведения съемки можно расценивать как «самоуправство». Подобные действия предполагают меру наказания для сотрудников ДПС в виде платы значительной суммы штрафа.
Протокол составлен, понятые здесь — что дальше?
Соблюдая нормы закона, сотрудник автоинспекции должен обязательно назвать в протоколе весомую причину, заставившую его начать досмотр. При проведении досмотра внутри салона или багажника, «гаишник» может попросить владельца переместить ту или иную вещь, поднять коврик или снять защитный чехол, однако сам не должен касаться личных вещей. Так же он не имеет права просить показать содержимое барсетки, сумочки или карманов — это квалифицируется законодательством как личный досмотр. Проводить его может только сотрудник одной половой принадлежности с досматриваемым, причем составление протокола обязательное. Понятые в этом случае также должны быть того же пола, что и досматриваемый.
Специальное затягивание времени и бездействие инспектора можно расценивать, как незаконное ограничение права на управление автомобилем. Такое поведение является нарушением КоАП и строго карается по закону.
Важно знать, что составленный «гаишником» протокол можно не подписывать, если вы не согласны с его содержанием. Причем работник инспекции обязан выдать вам копию по первому требованию для личного пользования.
Аварийный знак, аптечка, огнетушитель. Или как заставить добровольно открыть багажник?
На устное требование или просьбу открыть дверцы, капот или багажник машины владелец должен вежливо отказать и попросить сложить протокол и уточнить причину проведения досмотра.
Однако опытные инспекторы ГИБДД являются также тонкими психологами и, в некоторых случаях, просят показать им аптечку, огнетушитель или знак аварийной остановки. Как быть в подобных случаях?
Профессиональные водители и автолюбители со стажем советуют не паниковать и не стремиться, как можно скорее выполнить такую просьбу.
После подобного требования следует четко и спокойно объяснить, что все необходимые принадлежности находились в автомобиле, когда вы выезжали из дому и, конечно же, находятся там и сейчас. Однако для проведения досмотра стражу порядка нужно выполнить ряд формальностей. И только тогда вы откроете багажник.
Следует помнить, статьи, согласно которой водитель должен предъявлять аптечку или огнетушитель работникам ДПС, не существует, а значит и требования их показать — неправомерные и могут оспариваться в судебном порядке.
Как быть если страж порядка не соблюдает закон?
Патрульный, самовольно начавший досмотр автомобиля и игнорирующий призывы соблюдать закон, может повергнуть в ступор не только новичка — автолюбителя, но и опытного «водилу» с многолетним стажем. При этом незаконное поведение служителя порядка не должно оставаться без внимания — следует сразу же набрать экстренный номер полиции 02 (или 102 с мобильного).
Однако препятствовать таким противоправным действиям инспектора не стоит — вы можете спровоцировать агрессию, драку или неадекватное поведение по отношению к себе.
Лучше всего спокойно вести видеосъемку происходящего, при этом попытавшись привлечь внимание случайных свидетелей обыска или незаконного досмотра. Конечно же, на КПП в окрестностях города найти свидетелей будет намного легче, чем в глуши полей и лесопосадок, где очень часто и промышляют «гаишники».
Чтобы доказать вину инспектора, следует подать заявление в прокуратуру в течение 10 календарных дней с момента происшествия. При этом весомыми доказательствами происходившего могут стать материалы видеосъемки и свидетельские показания очевидцев.
Очень важно не провоцировать работника ГИБДД, не спорить с ним и не разжигать конфликт. При разговоре вы должны быть максимально сдержанным и спокойным, причем, аргументированно доказывать свою правоту. Важно, чтобы патрульный понял, что вы контролируете ситуацию, осведомлены в вопросах законодательства и уверенны в своей правоте.
При этом излишние эмоции только усугубят напряженную ситуацию и могут стать причиной серьезного конфликта. Общаться с инспектором следует по человечески — это поможет избежать недоразумений, серьезных разборок в суде и доказательства своей правоты. Однако если дело дошло до суда — следует обзавестись хорошим адвокатом и посвятить его во все тонкости произошедшей ситуации.
Также вы можете получить бесплатную консультацию от автоюриста на нашем сайте.
› Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ДПС
Так сложилось, что подавляющее большинство водителей меньше всего хотят встречаться на дороге и общаться с сотрудниками ГИБДД, ведь принято считать, что если инспектор ДПС взмахнул жезлом – значит, обязательно оштрафует. Однако выявленное нарушение – это лишь один из многочисленных поводов для остановки транспортного средства. Не нужно забывать, что гаишники, как и любые другие сотрудники полиции, выполняют ещё и оперативно-розыскные мероприятия.
Довольно часто возникает ситуация, когда инспектор ДПС останавливает автомобиль, после чего просит водителя открыть багажник и продемонстрировать его содержимое. Споры о том, насколько правомерна такая просьба, вряд ли когда-нибудь закончатся. Кто-то из водителей, считая, что гаишник имеет право осмотреть содержимое его багажника, не вступая в споры, выполняет то, о чем просит инспектор. Другие, напротив, начинают яростно доказывать, что данная просьба не правомерна, и отказываются ее выполнять.Просят открыть багажник
Первые, как правило, в девяти случаях из десяти спокойно уезжают. Вторые теряют свое время и треплют нервы себе и инспектору, «качая права». Постараемся разобраться, имеет ли право инспектор ДПС просить водителя открыть багажник, и обязан ли водитель делать то, что говорит сотрудник полиции.
Как уже было сказано, гаишники, как и все прочие сотрудники полиции, выполняют оперативно-розыскные мероприятия, в рамках которых они имеют право останавливать все подходящие под ориентировки машины. Ориентировок у сотрудников полиции множество, и под одну из которых может попасть практически любой проезжающий мимо автомобиль. Например, у него может быть оперативная информация, что в автомобиле Нисан черного цвета перевозится оружие, или на красном автомобиле, в номере которого есть цифры 7 и 3, перевозят краденые вещи.
Разумеется, если автомобиль проходит по ориентировке, инспектор ДПС не назовет истинную причину остановки, поскольку это запрещено инструкцией, однако не стоит думать, что гаишник спит и видит, как бы посмотреть, что автовладельцы перевозят в своих машинах, поэтому предложение открыть багажник – не более чем исполнение им своих должностных обязанностей.
Открывать или не открывать багажник
Если гаишник в ходе диалога просит, чтобы водитель открыл багажник, это не является нарушением с его стороны. Водитель, со своей стороны, не обязан выполнять просьбу. То есть он может либо добровольно выполнить то, чего хочет инспектор, либо отказаться. Ни с одной стороны нарушения ни в каком случае не будет. Однако инспекторы ДПС в ответ на отказ имеют право потребовать от водителя продемонстрировать, что он перевозит.обязан ли водитель открывать багажник
Водитель в этом случае должен знать, что с этого момента начинается процедура досмотра транспортного средства, и теперь уже он обязан выполнить требования сотрудника полиции. В свою очередь, инспектор ДПС обязан составить протокол и провести процедуру в присутствии двоих понятых, найти которых он также должен сам. При проведении досмотра гаишник не должен сам лезть в багажник или салон машины, поскольку это выходит за пределы понятия «досмотр» и характеризуется как обыск. Представители власти имеют право потребовать от водителя передвинуть вещи, мешающие обзору или открыть сумку, лежащую в автомобиле, но он не может без достаточных оснований сам в неё залезть, иначе его действия могут быть квалифицированы как самоуправство.
Когда действия инспектора неправомерны
К сожалению, до сих пор имею место случаи недобросовестного исполнения инспекторами ДПС своих обязанностей и злоупотребления служебным положением. Они могут намеренно подменить понятия «досмотр» и «осмотр», чтобы обойтись без протокола. Первое, как было сказано выше, подразумевает запротоколированный досмотр содержимого автомобиля без нарушения его конструктивной целостности, т.е. сотрудники полиции имеют право досконально осмотреть все, что находится внутри транспортного средства, но отдирать обивку или вынимать сидения при этом не допускается. Под осмотром понимается внешний осмотр машины и салона через стекла, водитель при этом не обязан опускать стекла, открывать двери, багажник или капот.Осмотр или досмотр
Если инспектор отказывается оформлять протокол досмотра или, оттолкнув водителя, сам начинает обыскивать машину, водитель имеет право позвонить в дежурную часть или на телефон доверия, номер которого написан на борту патрульного автомобиля, заявить о неправомерных действиях инспектора и потребовать, чтобы на место проведения досмотра прибыл кто-либо из руководства. Ни в коем случае нельзя оскорблять гаишника или затевать с ним потасовку, поскольку за это предусмотрена уголовная ответственность по статьям 318 и 319 УК РФ.
Как быть водителю
Боязнь досмотров среди водителей укоренилась в 90-е годы прошлого столетия, когда «оборотни в погонах» встречались действительно часто. Такие «блюстители порядка» запросто могли подбросить в багажник или салон небольшой пакет с белым порошком, после чего «разводили» водителя на некоторые суммы денег, чтобы тот «избежал» уголовной ответственности. В настоящее время такие случаи чрезвычайно редки, поскольку сами инспекторы ДПС находятся под постоянным контролем, так что бояться стать без вины виноватым не стоит. Максимум, что может случиться по итогам досмотра (если в багажнике обнаружатся предметы подходящие под ориентировку), водитель будет доставлен в ближайший РОВД для дачи объяснений. Не очень приятно, но не смертельно.
Для любого автомобилиста общение с сотрудниками ГИБДД неизбежно. При этом взаимодействие автомобилиста и работника органов строго регулируется и другими нормативными документами практически в любом случае. Поэтому для водителей полезно знать — имеет ли право сотрудник ГИБДД так поступать в каждом конкретном случае.
Обязательно нужно максимально полно изучить правовые нормы для обеих сторон, водителю такие знания помогут «разоблачить» недобросовестных работников и с уверенностью отстаивать свои права.
Но в любом случае, нужно всегда понимать, что человеческий фактор имеет место быть даже там, где есть закон. Поэтому, главным пунктом общения должна оставаться вежливость. Инспектор может быть вам несимпатичен, неприятен, но даже если он на ваш взгляд не прав, никогда не нужно переходить на личности. Держите нейтральную атмосферу, оставайтесь спокойным и уверенно говорите о своих правах. А чтобы о них говорить, естественно, о них нужно знать.
О том, на и какие права имеет водитель можно говорить бесконечно долго, ссылаясь на законодательную базу.
В этой статье водителям предлагается ознакомиться с законностью самых основных и распространенных действий сотрудников ГИБДД.
1. Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать транспортное средство без необходимости?
На самом деле, останавливать автомобиль без необходимости – это не законно. Поэтому, первым делом, когда инспектор остановил ваш транспорт и представился, он должен объяснить причину остановки автомобиля. может послужить:
- Нарушение ПДД, установленное визуально или с помощью специальных технических средств
- Данные о причастности водителя (а также пассажиров автомобиля) к совершению административного нарушения, ДТП, преступления
- Опрос водителя и пассажиров автомобиля о подробностях совершения ДТП, преступления, административного нарушения, очевидцами которого вы стали
- Данные о нахождении автомобиля в розыске, либо его использование в противоправных целях
- Выполнение решений о запрещении или ограничении движения. Такие решения выносятся уполномоченными должностными лицами или государственными органами.
- Привлечение водителя или его автомобиля для оказания помощи сотрудникам полиции или участникам дорожного движения.
- Проверка документов. При этом остановка по этому пункту допустима лишь на стационарных постах, а также при проведении спецмероприятий.
2. Имеет ли право сотрудник ГИБДД стоять в засаде на ТС, которое не является патрульным автомобилем?
Регламент четко прописывает ответ на этот вопрос: контроль за движением, предполагающий использование ТС, которое не является патрульным транспортом, не допускается! Патрульными автомобилями являются ТС с изображением специальной цветографической схемы и оборудованные специальными устройствами для подачи сигналов.
3. Имеет ли право сотрудник ГИБДД проводить осмотр и досмотр автомобиля?
Инспектор имеет право проводить, как осмотр, так и досмотр. Но прежде необходимо разобраться в различиях между осмотром и досмотром. Осмотром является визуальное обследование ТС, а также груза, который в нем перевозится. Существуют определенные основания для остановки автомобиля с целью осмотра: ориентировки, подозрения, что груз не соответствует документации на него, предположение, что транспорт имеет неисправности, а также сверка узлов и агрегатов автомобиля с документами. Поэтому инспектор вправе остановить практически любой автомобиль для проведения осмотра.
В тоже время, водитель имеет право отказаться от него. Однако, такое поведение водителя, равно как и ориентировки и предположения о наличии взрывчатки и т.п., является основанием для проведения досмотра. Досмотр – это обследование автомобиля. То есть, если сотрудник ГИБДД просит открыть багажник – это будет являться досмотром, который должен проводиться в присутствии 2-х понятых (обязательно сторонних людей). По результатам досмотра обязательно должен быть составлен протокол. Поэтому водителям, которым нечего скрывать от инспектора, можно посоветовать отказаться от осмотра, а спокойно предложить перейти на досмотр. Если в ваших действиях не будет ничего подозрительного, то надобность в этой процедуре вовсе отпадет.
4. Имеет ли право сотрудник ГИБДД требовать, чтобы водитель вышел из автомобиля?
Водитель может выйти из своего транспортного средства к сотруднику ГИБДД, либо по собственному желанию, либо по одному из случаев:
- Для совершения досмотра ТС
- Для совершения досмотра самого водителя, если он предположительно нетрезв или подозревается в причастности и совершении ДПТ или преступления
- Для устранения неисправностей автомобиля
- Для привлечения водителя в оказании помощи другим участникам движения
Поэтому, даже, если вас остановили за нарушение ППД, вы можете подать документы из машины через окно и ждать решение. Если вас не просят, то выходить не нужно.
5. Имеет ли право сотрудник ГИБДД изъять документы?
Если водитель совершил нарушение, которое предусматривает лишение водительских прав, то изъять их у него на месте. Другие документы (свидетельство о регистрации автомобиля, техпаспорт, доверенность, путевой лист и т.д.) инспектор может изъять в ходе следственного производства, если имеются признаки подделки или документы имеют значение доказательств в административном нарушении. Обязательно нужно запомнить порядок проведения изъятия документов: в присутствии двух понятых составляется протокол, при этом сотрудник ГИДБДД должен указать в нем причину изъятия, обоснованную в соответствии со ссылкой на норму права.
6. Имеет ли право сотрудник ГИБДД задерживать транспортное средство?
Сотрудник ГИБДД имеет право задерживать транспортное средство в следующих случаях:
- Если у водителя нет документов, предусмотренных ППД
- Если водитель управляет ТС с заведомо неисправным рулевым управлением или тормозной системой
- Если водитель нетрезв или отказывается от медицинского освидетельствования на состояние опьянения
- Если водитель лишен или вовсе не имеет прав на управление ТС
- Если водитель нарушает правила остановки или стоянки на проезжей части, чем создает препятствия для других ТС
Помните, что вы имеете право на ходатайство для возможности устранения причин задержания вашего ТС на месте. Эту просьбу необходимо записать в протокол.
7. Имеет ли право сотрудник ГИБДД снять номера с ТС?
Государственные регистрационные номера могут быть сняты сотрудником ГИБДД, но строго в следующих случаях:
- Если ТС оснащено звуковыми и цветовыми приборами, режим и цвет которых не соответствует Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации
- Если ТС имеет неисправную тормозную систему или рулевое управление
- Если ТС не прошло государственный техосмотр
Если инспектор, в соответствии с законом, принимает решение о снятии государственных знаков, то водителю обязательно должна быть выдана копия актов изъятия и технического осмотра авто. Запомните: инспектор ГИБДД не имеет права снимать номерные знаки за неисправности, которые не указаны в вышеперечисленных случаях, в том числе и за тонировку!
8. Имеет ли право сотрудник ГИБДД запретить водителю вести аудио- или видеозапись его разговора с ним?
Ответ на этот вопрос однозначен – «Нет!». Водитель имеет законное право снимать или записывать на диктофон свой , снимать, фотографировать место ДТП, свидетелей и т.п. Однако водителю важно запомнить, что всю собранную таким образом информацию по закону нельзя использовать публично, но она может стать доказательством в судебных разбирательствах.
9. Имеет ли право сотрудник ГИБДД выписать штраф за перевозку непристёгнутого ремнями ребенка?
Конечно, да! Более того, власти во многих регионах нашей страны активно пытаются донести да автомобилистов необходимость приобретения детских автокресел или иных средств, при помощи которых можно пристегнуть ребенка. Перевозить ребенка в специальном удерживающем устройстве по закону нужно вплоть до достижения им 12 лет.
10. Имеет ли право сотрудник ГИБДД выписать штраф за ксенон?
Если лампочки (их маркировка) не соответствуют фарам ТС, то штраф за ксенон положен. Маркировка для ксенона должна начинаться с буквы D, а если указана маркировка HRC, то в эти фары можно установить галогеновые лампы. Однако фары должны быть желтого, белого или оранжевого цвета. Не допускается эксплуатация белых фар сзади, а красных – спереди. Штраф за ксенон может быть вплоть до лишения прав на срок до года. Запомните: проверять маркировку на соответствие фар и ламп должен инспектор по техническому надзору, делать он это должен на специальном пункте. Более того, в присутствии двух понятых, он обязан составить протокол, так как его действия будут являться досмотром.
11. Имеет ли право инспектор ДПС замерять тонировку на стеклах?