- Как действует запрет на допуск ПО
- Когда можно закупить иностранное ПО
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
- В каких случаях можно закупать иностранное ПО?
- 4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:
- Запрет на закупку иностранного ПО
- Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО
- Как закупить ПО?
- Централизованные закупки
- Общий порядок закупки ПО
Разберём случай, при котором заказчику необходимо закупить программное обеспечение, не включенное в специальный перечень из постановления № 1236.
С начала 2016 года, в России введены ограничения на закупку программного обеспечения иностранного производства. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2015 года, № 1236 о запрете иностранного программного обеспечения.
Государственные и муниципальные заказчики должны ограничить закупки софта для собственных нужд перечнем российским программным обеспечением, включенным в специальный реестр. За формирование и поддержание актуальности этого реестра отвечает экспертный совет.
Итак, указанное выше постановление Правительства допускает закупку иностранного софта в случае обоснования заказчиком необходимости его закупки. Обоснование закупки – это документ, размещаемый заказчиком в конкурсной документации на официальном сайте ЕИС (Единой информационной Системы).
Стоит важно понимать, что обоснование это не пустая формальность, а главный документ, разрешающий закупить товар, отсутствующий в реестре. Рассмотрим пошагово действия заказчика.
- Работа с реестром. Прежде чем принять решение о закупке программного обеспечения, заказчик должен будет провести работу с реестром российского софта. В том числе:
- Внимательно изучить реестр, и определить, к какому классу относится необходимое программное обеспечение;
- Найти на официальном сайте реестра сведения об имеющимся в нём программном обеспечении данного класса;
- В случае, если программные продукты соответствующего класса находятся в реестре, заказчик должен определить соответствие продукта требуемым характеристикам (разумеется, для этого нужно предварительно определить эти характеристики: функциональные, технические и т.д.,)
Однако, тут присутствуют свои подводные камни. Так, в реестре указано не сама информация о характеристиках программного обеспечения, а только веб-адрес страницы производителя. Встречаются случаи, когда по указанному адресу нет искомых характеристик.
К сожалению, законодательство не регулирует другой способ получения информации в данном случае: единственным логичным выходом для заказчика является самостоятельное составление запроса производителю софта о получении информации о характеристиках.
- Составление обоснования:
Итак, заказчик не смог найти сведения о необходимом программном обеспечении требуемого класса в реестре (или же характеристики программного обеспечения не соответствуют требуемым).
В таком случае, заказчик должен подготовить, необходимости нарушения запрета на использование иностранного софта.
Обратите внимание
Обоснование должно быть утверждено в день размещения уведомления об осуществлении закупки. То есть будет недостаточно разместить обоснование в тот же момент, что и остальные документы закупки. Чтобы соблюсти данное положение, заказчик должен проверить не только сам реестр, но и заявки поданные на включение в него.
Удобнее всего будет подготовить обоснование одновременно с подготовкой остального пакета документации, а в момент публикации его в ЕИС окончательно утвердить.
Итак, в обоснование должно быть отмечено:
- Обстоятельство, в соответствии с которым невозможно соблюдение запрета ;
- Класс ПО, которому должно соответствовать требуемый софт;
- Требования к характеристикам закупаемого программного обеспечения, которым не соответствует софт, входящий в реестр российского программного обеспечения.
Важно
Третий пункт в указанном выше списке является наиболее важным для обоснования. Необходимые заказчику характеристики должны быть составлены максимально точно и корректно. В противном случае, разработчик программного обеспечения, включенного в реестр, может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, сославшись на некорректное обоснование нарушения запрета.
Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения — это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Из статьи вы узнаете как правильно обосновать приобретение иностранные программ.
Как действует запрет на допуск ПО
Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения , разберемся, что представляет собой сам механизм и об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.
С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. При этом в дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появится дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. Как итог, для ведения реестров российского и евразийского ПО будет создана специальная федеральная государственная информационная система.
В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:
- легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
- лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
- сведения о ПО не составляют гостайну;
- соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
- исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
- программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.
Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.
Напомним, в настоящее время в Союз входят 5 стран: Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.
Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии . Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.
Когда можно закупить иностранное ПО
В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:
- В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
- Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:
- Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
- Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
- Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).
Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.
Обоснование невозможности соблюдения
запрета на допуск программногообеспечения, происходящего
из иностранных государств, для целейосуществления закупок
для обеспечения государственных имуниципальных нужд
(порядок подготовки обоснованияутвержден
постановлением Правительства РФ от16.11.2015 № 1236)
Заказчиком Государственное областноеказенное учреждение «Центр социальнойподдержки населения по Кольскому району»при осуществлении закупки на оказаниеуслуг по предоставлению неисключительных(пользовательских) прав (лицензий) наиспользование программного обеспечениядля нужд ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району»не установлен запрет на допуск программногообеспечения, происходящего из иностранныхгосударств, установленный постановлениемПравительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Обустановлении запрета на допускпрограммного обеспечения, происходящегоиз иностранных государств, для целейосуществления закупок для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд»,в связи с тем, что программное обеспечение,сведения о котором включены в единыйреестр российских программ для электронныхвычислительных машин и баз данных икоторое соответствует классам программногообеспечения:
системноепрограммное обеспечение и прикладноепрограммное обеспечение,
что ипрограммное обеспечение Microsoft Windows 8.1Pro, являющееся объектом закупки, по своимфункциональным, техническим и (или)эксплуатационным характеристикам несоответствует установленным заказчикомтребованиям к программному обеспечению:
Microsoft Windows 8.1 Pro, являющихся объектомзакупки.
Требования к функциональным, техническими эксплуатационным характеристикампрограммного обеспечения, являющегосяобъектом закупки, установленныезаказчиком,
с указанием класса (классов), которому(которым) должно соответствоватьпрограммное обеспечение
1. Программное обеспечение Microsoft Windows8.1 Pro, относящееся к классу Системноепрограммное обеспечение, должно:
1.1. Обеспечить взаимодействие с ужеимеющимся у заказчика оборудованием исетевыми ресурсами внутренней сетиГОКУ «ЦСПН по Кольскому району»,защищенной (частной) виртуальной сетис Управлением Федерального казначействапо Мурманской области.
1.2. Обеспечитьвзаимодействие суже имеющимсяу заказчикапрограммным обеспечением(ViPNet Client 3.x, Microsoft Office, Microsoft .Net Framework, СКЗИКонтинент-АП,СКЗИ Крипто-Проверсии 3.6 ивыше, Java Development Kit (JDK) версий7.02 и выше,КриптоПро Office Signature),SberSign.
1.3. Обеспечить взаимодействие с Официальнымсайтом Российской Федерации в сетиИнтернет для размещения информации оразмещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг (ЕИС,zakupki.gov.ru), Официальным сайтом Единойинформационной системы в сфере закупок(new.zakupki.gov.ru), Официальным сайтом дляразмещения информации о государственных(муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru),Системой удаленного финансовогодокументооборота-СУФД-online, Электроннойплощадкой РТС-тендер, Информационнойсистемой Web-Торги-КС (http://gz-murman.ru/),Автоматизированной системой«Клиент-Сбербанк», Системой «СбербанкБизнес Онлайн», Программным комплексом«Хранилище-КС», Программным комплексом«Бюджет-WEB».
1.4. Обеспечить поддержку и выполнениеЭлементов управления ActiveX, Компонентаформирования подписи sign.cab, XCrypt1х.cab.
Функциональные, технические и (или)эксплуатационные характеристики
(в том числе их параметры), по которымпрограммное обеспечение, сведения окотором включены в реестр, не соответствуетустановленным заказчиком требованиямк программному обеспечению, являющемусяобъектом закупки
1. Программное обеспечение Microsoft Windows8.1 Pro, относящееся к классу Системноепрограммное обеспечение, полностьюудовлетворяет требованиям:
1.1. Программногообеспечения: ViPNet Client 3.x(ViPNet Client функционируетпод управлениемоперационных системMS Windows: Windows XP SP3 (32-разрядная)/ Windows Server 2003 (32-разрядная)/ Windows Vista SP2 (32/64-разрядная)/ Windows Server 2008 (32/64-разрядная)/ Windows 7 (32/64-разрядная)/WindowsServer 2008 R2 (64-разрядная)),Microsoft .Net Framework (функционируетпод управлениемоперационных системMS Windows: Windows XP SP3 (32/64-разрядная)/ Windows Vista SP2 (32/64-разрядная)/ Windows 7 (32/64-разрядная) /Windows 8 (32/64-разрядная) /Windows 8.1 (32/64-разрядная) /Windows 10 (32/64-разрядная)),КриптоПро Office Signature(КриптоПро Office Signatureреализован какнадстройка дляMicrosoft Office и функционируетво всехоперационных системахMicrosoft Windows, поддерживаемыхMicrosoft Office 2007/2010/2013 (дляпроцессоров x86/x64)), InternetExplorer 8.0 и выше(функционирует подуправлением операционныхсистем MS Windows: Windows XP SP3(32/64-разрядная) / Windows VistaSP2 (32/64-разрядная) / Windows 7(32/64-разрядная) / Windows 8(32/64-разрядная) / Windows 8.1(32/64-разрядная));
1.2. По работе на Электронной площадкеРТС-Тендер (Для работы электроннойплощадке РТС-тендер необходимо корректноустановить и настроить программноеобеспечение (ПО). Все нижеперечисленноеПО работает только с операционнымисистемами Windows, начиная с XP SP3 и выше(серверные ОС не поддерживаются));
1.3. Информационных систем: Системойудаленного финансовогодокументооборота-СУФД-online (одно изтребований: Операционная системаMicrosoft Windows 2000/XP/7), Автоматизированнойсистемой «Клиент-Сбербанк» (Прикоммутируемом доступе — MS Windows 2000, XP,Vista, 7 и выше; при доступе через Интернет- MS Windows 2000, XP, Vista, 7 и выше; также ОС должнаподдерживать поддержку сетевых протоколовTCP/IP и FTP и русского языка; дополнительнона компьютере пользователя должен бытьустановлен пакет Microsoft Data Access Components(MDAC) версии 2.6 и выше), Системой «СбербанкБизнес Онлайн» (Рабочее место пользователяклиента банка, применяющего каналдоступа Интернет-Клиент, должно отвечатьследующим требованиям: ОС Windows XP SP2 ивыше; Браузер Microsoft Internet Explorer версии 7.0и выше);
1.4. По работе с Элементами управленияActiveX (управляющие элементы ActiveX официальнообрабатываются только Microsoft Internet Explorerи операционной системой Microsoft Windows).
1 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1236, которое устанавливает запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд.
Как поступить компаниям, которые уже используют иностранное ПО, если по статистике на 95% компьютеров в Российских учреждениях стоит Microsoft Windows, при этом 90% сотрудников используют MS Office?
Давайте разберемся, что же все-таки запрещает это постановление, и в каких случаях российским госучреждениям можно закупать программы иностранного происхождения.
Обратите внимание, что данное постановление запрещает необоснованную закупку иностранного программного обеспечения. Вместе с требованием закупать отечественные программы, была введена необходимость мотивированного обоснования закупок зарубежного, а не отечественного ПО. Ситуация осложняется только тем, что государственным учреждениям толком не объяснили, каким образом на законных основаниях провести закупки нужных программ.
В каких случаях можно закупать иностранное ПО?
Согласно тому же Постановлению, существует две возможности, которые можно использовать для обоснования закупки:
- в реестре отечественного ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- программное обеспечение по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
То есть запрет не действует, если в реестре отечественного ПО нет аналогов нужного вам программного обеспечения или имеющиеся в реестре отечественные программы того же класса не соответствуют требованиям, предусмотренным в документации. Эти возможности нужно использовать в обосновании, главная задача — правильно его сформировать.
4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:
1. описание одного из указанных выше обстоятельств;
2. указание класса программного обеспечения, которому соответствует ПО, являющееся объектом вашей закупки;
3. требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки;
Любое учреждение нуждается в офисной технике (в компьютерах, принтерах и т.д.) и программном обеспечении (ПО) для нее. При этом последнее можно купить как товар, вместе с техникой, на которой оно работает, или как услугу по предоставлению права пользования программой. Отметим, что в настоящее время набирает обороты переход на отечественное офисное ПО. О том, как закупать ПО, на что обратить внимание при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и какие нюансы нужно учесть, расскажем далее.
Запрет на закупку иностранного ПО
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.
Вместе с тем ч. 3 данной нормы Правительству РФ предоставлено право поддержки российских товаропроизводителей путем установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами. В частности, Постановлением от 16.11.2015 № 1236 введен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ из государств – членов ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое ПО и прав его использования). То есть учреждение образования не вправе закупить ПО, произведенное за рубежом.
К сведению: запрет на ПО из государств – членов ЕАЭС не распространяется. Оно закупается наравне с российским.
Отметим, что перед закупкой ПО заказчику нужно свериться с реестрами российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского ПО) и евразийского ПО. Первый размещается на сайте Минкомсвязи и доступен круглосуточно, второй пока в стадии разработки. Если необходимое для закупки ПО находится хотя бы в одном из данных реестров, заказчик обязан установить запрет по Постановлению № 1236.
Однако наличие реестра российского ПО еще не означает, что заказчики лишены возможности закупать иностранное ПО. Запреты, предусмотренные Постановлением № 1236, не применяются в случае наличия объективных причин (п. 2, 3, 4 данного постановления):
в реестрах отсутствуют сведения о ПО (нет аналогов), соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
ПО, сведения о котором включены в реестры и которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не отвечает установленным заказчиком требованиям к ПО, планируемому к закупке;
закупка ПО производится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
сведения о ПО или его закупке составляют государственную тайну.
Например, учреждение планирует закупить операционную систему MS Windows XP. В реестре российского ПО (www.reestr.min svyaz.ru) по классу «Операционные системы» зарегистрирован ряд продуктов (RAIDIX, Альт Линукс СПТ, Альт Линукс КДесктоп, ОС РОСА ХРОМ DX и т. д.). То есть в реестре есть российские аналоги. Далее нужно проанализировать эти продукты на предмет соответствия своим потребностям по функциональным, техническим и иным характеристикам. Если все российские операционные системы не подходят, можно закупить операционную систему MS Windows XP, оформив обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО из иностранных государств.
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО
Порядок подготовки такого обоснования утвержден Постановлением № 1236. В частности, оно должно содержать указание:
на причину невозможности соблюсти запрет (обстоятельство, предусмотренное пп. «а» или пп. «б» п. 2 Постановления № 1236);
на класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать закупаемое ПО;
на требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, с отражением класса (классов), которому (которым) оно должно соответствовать;
на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым ПО из реестров не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО, по каждому ПО (с указанием названия программного обеспечения) (только для закупки в случае, предусмотренном пп. «б» п. 2 Постановления № 1236).
Обоснование готовится и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и размещается одновременно с извещением.
Если закупка является гостайной или заказчик работает за рубежом, такое обоснование готовить не нужно.
Как закупить ПО?
Все учреждения образования могут закупать ПО двумя способами – централизованно и в соответствии с общими требованиями Закона о контрактной системе.
Централизованные закупки
Согласно ст. 26 Закона о контрактной системе централизованные закупки являются способом организации закупочной деятельности, при котором выбор исполнителей условий контракта осуществляет не сам заказчик, а уполномоченный государственный орган или учреждение.
От редакции: более подробно о централизации рассказано в консультации Т. Шадриной «Централизованные закупки учреждений образования ».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» (далее – Постановление № 658) федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства РФ, а также подведомственным казенным учреждениям ПО и услуги по его сопровождению закупят централизованно:
Федеральное казначейство (закупит ПО для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным казенным учреждениям);
Минкомсвязи (закупит для названных заказчиков офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности).
Обозначенные уполномоченные органы:
формируют потребности для осуществления централизованных закупок на основе предложений федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности;
составляют документацию по планированию закупок и вносят в нее изменения;
составляют закупочную документацию и проводят закупочные процедуры, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключают государственные контракты, контролируют их исполнение;
анализируют информацию о качестве поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг по установленным соответствующим уполномоченным органом формам и порядку и обеспечивают учет указанной информации;
ведут журналы учета обращений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных учреждений по вопросам качества поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные учреждения:
своевременно предоставляют и (или) уточняют информацию о потребности в осуществлении централизованных закупок;
производят передачу бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств на осуществление централизованных закупок, в соответствующий уполномоченный орган;
согласовывают с уполномоченным органом дату и время поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
направляют уполномоченному органу информацию о выявленных недостатках по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг по формам и в порядке, которые определяются уполномоченным органом;
участвуют совместно с уполномоченным органом в приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
подтверждают уполномоченному органу поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг и устранение выявленных недостатков по формам и в порядке, которые устанавливаются таким уполномоченным органом.
К сведению: под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, сведения о которых включены в единый реестр российского ПО, соответствующие дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Централизованно закупят не только программы, но и работы и услуги, связанные с разработкой, модификацией, модернизацией, установкой и настройкой, техподдержкой и обновлением ПО.
Общий порядок закупки ПО
Учреждения образования при осуществлении закупок ПО на основании Закона о контрактной системе должны учитывать следующие особенности:
1. Планирование закупок.
Закупка ПО планируется в общем порядке, путем включения ее в план закупок и план-график закупок. Однако в соответствующей графе плана-графика (27) нужно сделать отметку о применении национального режима.
2. Способ закупки.
Он определяется в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Представим в таблице возможные способы.
Способ определения поставщика
Случаи применения
Электронный аукцион
Перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых заказчики должны проводить электронный аукцион, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Значительная часть ПО и связанных с его эксплуатацией работ и услуг содержится в этом перечне. Например, учреждение планирует приобрести ПО для поддержки компьютерных программ на сумму 600 тыс. руб. по коду 58.29.14 ОКПД2. Код 58 входит в аукционный перечень, значит, закупка должна быть осуществлена путем проведения электронного аукциона
Открытый конкурс
Закупить ПО можно через конкурс при условии, что сведения о закупке не являются гостайной либо не подлежат размещению в ЕИС (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). Также конкурс невозможен, если код предмета закупки входит в аукционный перечень
Запрос котировок
В случае если цена планируемого к приобретению ПО менее 500 тыс. руб., можно провести запрос котировок, даже если оно подпадает под аукционный перечень. В таком случае нужно учитывать ограничения, установленные ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 81 Закона о контрактной системе: годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.
Закупка у единственного поставщика
Провести закупку ПО таким способом вправе любой заказчик при условии, что сумма закупки не более 100 тыс. руб. (нужно учитывать ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Образовательные учреждения могут купить ПО у единственного поставщика и на сумму до 400 тыс. руб. (в год таких закупок не должно быть более чем на 20 млн руб. и не больше 50 % совокупного годового объема закупок (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Образовательные организации – инновационные площадки могут закупать у единственного поставщика – правообладателя ПО без ограничения по сумме (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести:
– при закупке электронных изданий конкретных авторов (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей – обладателей исключительных прав (лицензий) (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
– при признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (при условии соблюдения ограничений)
3. Описание объекта закупки.
При формировании объекта закупки нужно учитывать наличие технологической и функциональной связи между товарами и услугами. Ведь не секрет, что ПО заказчики довольно часто закупают вместе с компьютерами и иными устройствами.
Минфин в Письме от 19.09.2017 № 24-06-06/60727 высказал мнение, что возможно объединение в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ) и услуги по его обслуживанию, поскольку названные товары связаны с использованием одного результата интеллектуальной деятельности – программы ЭВМ, если указанное не повлекло ограничения конкуренции.АС ПО в Постановлении от 09.04.2015 № Ф06-22212/2013 по делу № А65-18409/2014 отметил, что компьютерную технику можно закупать вместе с установленным на ней программным обеспечением, поскольку наличие такого программного обеспечения технологически связано с поставкой техники ввиду того, что использование компьютерной техники без необходимого программного обеспечения нецелесообразно.
Между тем АС ВВО в Постановлении от 14.08.2017 № Ф01-3262/2017 по делу № А38-10848/2016 подчеркнул: если предметом закупки является поставка компьютерной техники, включать в нее услуги по передаче прав на программное обеспечение неправомерно. Программное обеспечение и компьютеры с периферийным оборудованием имеют разные коды ОКПД2.
Поскольку позиции контрольных органов и судов расходятся, учитывайте совместимость ПО и техники, и тогда штрафа за нарушение при описании объекта закупки, возможно, удастся избежать.
Отметим, что довольно часто учреждения объявляют закупку на продление лицензии на конкретное ПО, которое уже установлено у них. В таком случае заказчик вправе закупить конкретное иностранное ПО, однако он все-таки обязан обосновать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО.
4. Иные нюансы.
Пару слов скажем о начальной (максимальной) цене контракта. Специальных требований для определения НМЦК при закупке ПО Закон о контрактной системе не содержит. Соответственно, рекомендуем использовать приоритетный метод определения НМЦК согласно ст. 22 Закона о контрактной системе – метод сопоставимых рыночных цен.
Сведения о закупке ПО размещаются по общим правилам в зависимости от выбранного способа закупки. При этом если учреждение устанавливает запрет на допуск иностранного ПО, то он должен быть зафиксирован как в извещении об осуществлении закупки, так и в документации о закупке. Если же запрета нет, одновременно с извещением размещается соответствующее обоснование (например, нет российского аналога).
Соответственно, если запрет на допуск иностранного ПО установлен, учреждение образования должно отклонять все заявки, в которых предлагаемое ПО не включено в реестры российского ПО или евразийского ПО.
В остальном никаких нюансов и особенностей нет.
Подводя итог, напомним, что Постановлением № 658 продлен переход на использование отечественного офисного ПО для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, закупая ПО, сверяйтесь с реестрами ПО и устанавливайте запреты по Постановлению № 1236 на допуск иностранного ПО. Если запреты не могут быть установлены в силу объективных причин, обоснуйте такую невозможность и разместите это обоснование вместе с извещением об осуществлении закупки.