- Нормативная база
- Плюсы и минусы ремонтных работ по направлению страховой до 2017 г.
- Плюсы и минусы получения денег от страховой
- Какой вариант лучше выбрать?
- Заключение
- Недостатки подобного ремонта
- Дополнительные недостатки
- Как это оформляется технически
- Или ремонт или деньги
- Не хотите платить? Мы подскажем как отремонтировать машину без доплаты!
- Получите бесплатную консультацию юриста и узнайте как ма решаем вопрос доплаты.
- Что делать если деньги уже требуют
- Выводы
Можно быть отличным водителем с многолетним стажем, но однажды оказаться с разбитым в результате ДТП автомобилем по вине другого автолюбителя. Благодаря программе ОСАГО убытки, связанные с ремонтом автомобиля после ДТП, можно компенсировать в пределах установленной законодательством суммы — 400 000 руб. в 2017 г. В ряде случаев страховые компании вместо денежной выплаты предлагали проведение ремонта на авторизованных СТОА.
С апреля 2017 года ремонт поврежденных транспортных средств получил приоритет, поэтому для всех лиц, оформивших страховку после этой даты, получение денежной компенсации стало невозможно (кроме исключительных случаев).
Так каким образом до 2017 года осуществлялся выбор между ремонтом и получением денег в качестве компенсации? Когда было лучше выбрать ремонт в СТОА, а в каких случаях было лучше выбрать деньги? ответим на эти и другие вопросы в данной статье.
Нормативная база
Деятельность страховых компаний в сфере ОСАГО регулируется Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2012, в который регулярно вносятся поправки. Так, поправкой от 21.07.2014 в закон было введено такое понятие, как направление на ремонтные работы, а в статью 12 внесены существенные изменения, связанные с порядком осуществления страховой выплаты. С этого момента возмещение убытков, причиненных автомобилю, может осуществляться двумя способами:
- путем организации восстановительного ремонта;
- путем выдачи денежной компенсации.
С апреля 2017 года ремонт стал приоритетной формой страхового возмещения. Несмотря на минусы данной нормы возмещения и частые недовольства клиентов, есть все основания полагать, что такая форма работы с пострадавшими автовладельцами закрепилась надолго.
Самая крупная компания на рынке ОСАГО «Росгосстрах» еще задолго до вступления в силу нового закона, с 2011 года, использует подобную практику. В свое время руководитель Департамента автострахования Дмитрий Пурсанов пояснял внедрение проекта «Ремонт на СТОА в рамках ОСАГО» следующим образом: «Подобная форма урегулирования убытков удобна как для клиента, так и для компании, т.к. в ней отсутствует предмет спора между страховщиком и страхователем. Клиент получает отремонтированную машину, а мы переводим деньги на СТОА в счет выполненных работ. Если поврежденная деталь подлежит замене, страхователь должен будет заплатить за износ. Если в замене детали необходимости нет, доплата не потребуется».
Плюсы и минусы ремонтных работ по направлению страховой до 2017 г.
Интерес страховых компаний в направлении автомобиля на ремонт объяснялся тем, что собственник транспортного средства был вынужден предъявлять претензии по качеству ремонта автосервису, а не страховщику, чем избавлял компанию от лишней головной боли и судебных разбирательств по ОСАГО. Согласно новым положениям вся ответственность за ремонтные работы и их качество лежит на СК.
Вместе с тем, выбирая СТОА из списка, предложенного страховой, потерпевшая сторона могла столкнуться с такими сложностями:
- среди СТОА не было официального дилера, в котором обслуживает свой автомобиль собственник;
- специалисты автосервиса стремились экономить на качестве работ и деталей, так как оплата в рамках ОСАГО чаще всего не покрывает расходы на новые запчасти;
- по окончании ремонта бухгалтер СТОА выписывал счет на разницу между суммой, полученной от страховой компании, и фактической стоимостью восстановления машины, которую страхователь должен был возместить из собственных средств;
- в случае разногласий по качеству ремонта разбираться приходилось не со страховой компанией, а со станцией техобслуживания;
- понимая ограниченность сметы на ремонт, автосервис, чаще всего, не сообщал об обнаруженных в ходе работ скрытых повреждениях, и они оставались нетронутыми;
- могло пройти немало времени с момента аварии, прежде чем удавалось получить отремонтированный автомобиль, т.к. страховая компания выдавала направление на ремонт или денежную выплату в срок до 20 дней после получения заявления от потерпевшего с полным пакетом документов (в то время как при получении денег отдать машину в автосервис можно сразу после подачи заявления и фотофиксации повреждений).
Конечно, вероятность попасть в недобросовестный автосервис была не настолько уж велика. Перечень СТОА утверждался на законодательном уровне, и многие компании понимали, что таким образом они получают постоянный поток клиентов, а значит и гарантированный доход. А потому заботились о своей репутации и старались качественно выполнить ремонт машины.
Согласно изменениям, вступившим в силу, перечисленные выше проблемы практически исключены. Но если обслуживание или ремонтные работы не удовлетворят страхователя, он может подать жалобу, а за просрочку ремонта страховая компания должна будет заплатить неустойку.
Плюсы и минусы получения денег от страховой
Несмотря на массу положительных моментов, были недостатки и у получения денежной выплаты. В частотности к ним относились:
- необходимость самостоятельного поиска запчастей — выплаченная страховой компанией сумма рассчитывалась с учетом износа, а значит, на новые детали для ремонта просто не хватало средств;
- возможность резкого увеличения цены за запчасти относительно тех, которые были на момент расчета страхового возмещения. Такое было возможно, например, при резких скачках курса валюты;
- отсутствие шансов компенсировать свои убытки в случае, если фактическая стоимость ремонта существенно превышала денежную выплату.
Часто получение денежной выплаты по ОСАГО выбирали либо те, кто собирается автомобиль продать и купить новый, или те, кто предпочитает получить такой «доход», а отдавать машину в ремонт не планирует вовсе.
Какой вариант лучше выбрать?
В зависимости от ситуации, пострадавший в ДТП мог выбрать несколько вариантов страхового возмещения. В сравнительной таблице приведены основные отличия двух форм страхового возмещения.
Критерий сравнения
Направление на ремонт
Денежная выплата
Качество ремонта
Потерпевший не допускается к контролю над ходом ремонта во избежание вступления сговора с автосервисом
Можно контролировать лично
Дополнительные расходы автовладельца
Планируется исключить фактор износа деталей при расчете с СТОА, что обеспечит вероятность полного покрытия стоимости качественного ремонта
Стоимость деталей рассчитывается с учетом износа, что в период ремонта приводит либо к поиску бывших в употреблении деталей, либо к доплате
Выбор СТОА
Можно выбрать только из списка сервисов, с которыми у страховой компании заключены договоры. Для автомобилей младше двух лет обязательно должен быть предложен официальный дилер
Можно выбрать любой автосервис
Заключение
Таким образом, у каждого из вариантов были как плюсы, так и минусы, поэтому руководствоваться следовало личными предпочтениями. Если ни одна из предложенных страховой компанией СТОА не удовлетворяла пострадавшую сторону, безусловно выбиралась денежная компенсация и автомобиль ремонтировался в самостоятельно выбранном автосервисе. Если же хотелось сэкономить время и почти совсем не контактировать со специалистами СТОА, то выбор направления на ремонт являлся идеальным вариантом. С апреля 2017 года ремонт ТС после ДТП является приоритетной формой возмещения ущерба.
К сожалению, ни один владелец личного транспорта не застрахован от возникновения неприятной ситуации, которая может подстерегать на дороге. Логично, что после происшествия первый вопрос, который возникает: каким способом и в каком количестве можно получить страховую выплату?
Представим, что размер причиненного ущерба уже рассчитан в страховой компании и соответствующая выплата по ОСАГО получена. Следующий логический вопрос, где можно качественно выполнить ремонт автомобиля на средства, предоставленные от выплаты страховой компании?
В основном, активно начинаются поиски знакомых, которые помогут выполнить ремонт, потому что выполнять ремонт в официальных представительствах достаточно дорого и денег на все требуемые процедуры не хватит. В дополнение, размер выплаты по ОСАГО осуществляется уже с учетом износа транспортного средства.
Недавно появилась новая возможность получения возмещения от страховых компаний — ремонт транспортного средства согласно ОСАГО по направлению от страховой компании.
Теперь обратившись в страховую компанию за выплатой, вы можете получить деньги на ремонт железного коня или направление от страховой компании. Такое направление от страховой компании можно получить в ту СТО, с которой подписан договор для осуществления ремонта транспортного средства.
Недостатки подобного ремонта
Не стоит соглашаться на ремонт по страхованию ОСАГО! Такая практика является еще одним способом от страховых компаний уйти от ответственности перед потерпевшими со значительной выгодой для себя.
Стоит изучить самостоятельно результаты подобного решения:
В первую очередь у вас нет возможности самостоятельно подобрать сервис согласно важных для вас параметров:
- Качества выполняемых ремонтных работ;
- Нет возможности контролировать сроки поставок запчастей и скорости выполняемых работ;
- Вы не обладаете информацией о репутации станции;
- Нет возможности посещать станцию с целью контроля выполняемых работ;
- Практически невозможно добиться замены или ремонта желаемых кузовных деталей;
- Практическая сложность устранения замечаний во время получения транспортного средства;
- Абсолютная неизвестность относительно условий договора страховой и СТО.
Еще одним весьма значительным аргументом является невозможность присутствия при выполнении на станции ремонтных работ, что может при недобросовестном выполнении закончится значительными внутренними повреждениями или дефектами.
При таком варианте абсолютно невозможно найти человека, отвечающего за некачественно выполненный ремонт. При плохом качестве выполнения ремонтных работ, сервис винит страховую, а страховая — сервис.
Еще хуже ситуация при серьезных повреждениях. Совершенно нет никакой гарантии, что будут заменены важные узлы автомобиля. Примером, тот же бампер может быть собран из кусочков, спаян и зашпаклеван. Конечно же, указанная деталь прослужит некоторое время, но потом отвалится.
Вам придется работать с неизвестной станцией ремонта. А ремонт будет оплачен только суммой средств с учетом износа, что заставит вас самостоятельно покрывать разницу между новыми деталями и запчастями.
Конечно же, общеизвестная истина тоже актуальна, дешево и качественно одновременно быть не может.
Вот почему значительно лучшим вариантом будет получить выплату средствами, а далее вопросом ремонта заниматься самостоятельно. Иногда выгодней будет продать собственный «разбитый» автомобиль, добавить собственных средств и купить нового железного коня.
Дополнительные недостатки
Согласно законодательства на осуществление выплаты по ОСАГО предусмотрен временной период в один месяц, при его просрочке начинают насчитывать неустойку. В то время как относительно времени ремонта никаких ограничений нет, а потому выполнятся, он может и полгода и год. Все зависит исключительно от совести вашего страховщика, никаких ограничений законодательством не предусмотрено.
Именно потому стоит отказаться от ремонта и настаивать на выплате средств.
Получив список станций, с которыми заключен договор у страховой, лучше всего никогда и ни при каких условиях их не посещать. Дело в том, что с целью экономии, договора заключают с компаниями, предлагающими самые низкие расценки. А это гарантирует значительное количество ухищрений и недобросовестное выполнение работ.
Что же можно выбрать:
- Взять направление от страховой на ремонт в СТО и лично убедится в указанной информации;
- Получить средства, доложить недостающую сумму и заниматься поиском компании исполнителя самостоятельно.
- Продать долг перед страховой компанией автоадвокатам. Однако такой способ вряд ли даст большую сумму средств, чем страховая. Ведь они являются посредниками и тоже хотят заработать. Выбирая такой способ, вы теряете возможность представить любого вида претензии, как к страховой, так и к адвокатам. И снова-таки нужно самостоятельно искать сервис для выполнения ремонтных работ.
Консультируйтесь у специалистов «Кузовного сервиса «ФРЭШ»:
Управляющий кузовного сервиса «ФРЭШ» — 8 921 723 25 70 Игорь Матвеев.
По договорам ОСАГО, заключенным после 1 сентября 2014 года. Урегулирование убытка возможно двумя вариантами: в натуральной форме (направление транспортного средства на ремонт) или в денежной форме (выплата на основании калькуляции). В случае направления транспортного средства на ремонт страховщик должен иметь соответствующий договор со станциями технического обслуживания. Так же страховщики обязаны опубликовать список ремонтных станций, с которыми у них заключены договора в рамках ОСАГО. Ответственность за качество и сроки ремонта возлагаются на страховщика.
Наши комментарии: Эффект от данного изменения начнет проявляться лишь с 2015, когда рынок хоть немного наполнится «свежими» полисами ОСАГО (проданными после 01.09.2014), а заработает на 100% лишь с 01.09.2015. Что лучше выбрать ремонт по направлению страховщика или выплату деньгами? Страховщики в любом случае будут любыми способами минимизировать свои убытки – Ваш ремонт или выплату. Так же не забывайте, что в случае ремонта по направлению страховщика Вам придется доплатить за «износ» автомобиля и разумно предположить, что стоимость запчастей будет существенно завышена.
В случае если Вы выбрали ремонт. Возможные моменты, на которых страховщики смогут экономить: Ремонт детали, которая требует замены. Например, у Вас поврежден бампер с разрывом материала и значительной деформацией, а сервис по направлению страховщика его восстанавливает. Да, при приеме автомобиля с ремонта все будет вполне достойно, но при незначительных внешних воздействиях (сильная вибрация/кочка, немного прижали бампер) возможно отслоение шпаклевки или разрыв сварного шва. Так же хочу отметить, что в случае повторного повреждения данного бампера отслоение шпаклевки или разрыв сварного шва будет считаться как «следы некачественного ремонта» и на возмещение затрат на восстановление бампера по новому случаю можно будет и не надеется. Так же возможно использование неоригинальных и б/у запчастей, и оставление без ремонта скрытых повреждений, которые возможно увидеть, только в случае разбора автомобиля. Да и вопрос качества ремонта стоит очень остро, так как страховщику интересны СТО, работающие за минимальную цену, а хорошие СТО, кому Вы бы без проблем доверили бы свой автомобиль, не будут подписывать договор со страховой компанией за «копейки». Если Вы выбрали ремонт, но качество ремонта Вас не удовлетворило, здесь бороться со страховщиком будет гораздо сложнее. Во-первых, Вам нужно доказать, что ремонт выполнен действительно некачественно. Учитывайте, что в окраске есть допустимый разнотон. Во-вторых, нужно определить сумму иска. Определяется сумма необходимая для устранения выявленных недостатков предыдущего ремонта. Так же учитывайте, что при сложном ремонте, будет довольно проблематично добраться и зафиксировать, как проведен ремонт скрытых повреждений, без разборки автомобиля. Считаем, что ремонт по направлению страховщика несет за собой очень много рисков и не дает пострадавшему уверенности в решении проблем по ОСАГО.
Касаемо выплаты деньгами, все останется на своих местах, страховщики как занижали выплаты, так и будут продолжать это делать. Но при получении выплаты деньгами, бороться со страховщиком гораздо проще и эффективнее. Для начала Вам нужно будет провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП. После того как экспертиза определила размер реального ущерба Вашему автомобилю, необходимо предоставить страховщику досудебную претензию с приложением копии экспертного заключения и ждать реакции страховой компании. Кстати, в последних имениях закона об ОСАГО есть положительный момент на тему досудебной претензии. А именно – Страховщик должен отреагировать на претензию в течении 5 дней, а не в течение 30 дней как было до 01.09.2014. Если страховщик удовлетворил Вашу претензию – УРА! ПОБЕДА! Если нет, то это лишь немного увеличит Ваш путь до получения выплаты. Придется обращаться в суд и, поверьте, суд Вы выиграете!
Таким образом, урегулирование по ОСАГО путем направления автомобиля на ремонт полезно лишь на словах и добавлено в закон об ОСАГО только для того, что бы хоть как-то обосновать повышение тарифов по ОСАГО.
С весны 2017 года в закон «Об ОСАГО» были приняты поправки, согласно которому денежные выплаты были замещены обязательным ремонтом (натуральным возмещением). Эта поправка поставила страховщиков в неудобное положение, когда им приходится любой ценой делать ремонт и не получается, как раньше, отделаться копеечной выплатой. Следует сказать, что данные поправки активно разрабатывались и внедрялись самими страховщиками, но в результате были приняты с рядом дополнений и стали проблемой для них самих. Тем не менее, страховщики гораздо быстрее простых автомобилистов сориентировались в новых реалиях, раньше мы уже рассказывали о том, как теперь они начали требовать суброгацию износа с виновника. Теперь же в широкий обиход входит новая грязная манипуляция, когда при направлении на ремонт вы вдруг узнаете, что должны доплатить за ремонт сумму износа.
Как это оформляется технически
Способ первый. Простой и распространенный, еще на этапе направления на ремонт вам могут сообщить, что вы должны доплатить разницу за ремонт без износа, поскольку закон «Об ОСАГО» предусматривает учет износа. Реже уже после ремонта вы узнаете, что автосервис ждет от вас доплаты, поскольку суммы переведенной страховой компанией оказалось недостаточно.
Способ второй. Это более хитрый способ, когда перед направлением на ремонт вас просят выбрать станцию для ремонта и заключить с ней некий договор, а сумму ущерба, которую определила страховая, направят в эту техстанцию, а потом вы заплатите разницу между этой суммой и фактической стоимостью ремонта. Этот способ более коварен, поскольку вам подсунули бумаги, по которым вы согласились на денежную компенсацию (денежная компенсация возможна при согласии сторон) и фактически теперь за ремонт отвечает выбранная техстанция, а страховщик откупился от вас деньгами. При этом страховщик уже не несет перед вами ответственности за сроки и качество ремонта, а все остальное уже проблемы ваших с ремонтной мастерской взаимоотношений.
Или ремонт или деньги
Это идеальная формула, по которой вы должны общаться со страховой компанией сразу после наступления страхового случая. На самом деле закон предусматривает либо денежную компенсацию, которая выплачивается на старых условиях, либо вы должны получить отремонтированный автомобиль без всяких доплат. Более того, если у вас нет предусмотренных законом препятствий для получения компенсации ремонтом (ДТП более 2-ух участников, гибель транспортного средства, превышение лимита выплат ОСАГО и т.д.), страховщик не в праве, пытаться навязывать вам денежную компенсацию – это решается строго по обоюдному согласию. Заключать какие-либо дополнительные договора с третьими лицами закон вас не обязывает. К сожалению, страховщики активно используют Вашу юридическую неграмотность.
Не хотите платить? Мы подскажем как отремонтировать машину без доплаты!
Получите бесплатную консультацию юриста и узнайте как ма решаем вопрос доплаты.
Бесплатная консультация
Что делать если деньги уже требуют
Если вас пытались обмануть первым из описанных мной способов, то все просто – отказывайтесь платить. Если бы у вас было превышение лимита выплат, то страховая компания сразу бы выплатила деньги. Если ремонт не сделан, то просто спокойно говорите о том, что вы ждете отремонтированный автомобиль и не собираетесь ничего платить, а где страховщик возьмет изношенные детали, и как будет ремонтировать машину с износом это уже его проблемы. Если вам не отдают отремонтированную машину из СТО и требуют доплаты, то напоминаете что ремонт организовала страховая, у вас есть четкие сроки на ремонт и если вы не получите машину в течение этого срока, то от вас последует заявление в прокуратуру. А далее суд, наказание ответственных и выплата вам всех издержек и неустоек.
Если вас смогли обмануть, и вы пошли по второй схеме и собственноручно отказались от натуральной компенсации в пользу денежной и направили ее в ремонтную мастерскую, тут все зависит от того, какие именно бумаги вы подписали, и на какой стадии находится сам процесс. В идеале вам надо было смотреть, что вы подписываете. Если поезд ушел, то вы можете попытаться увеличить размер компенсации за счет проведения независимой экспертизы ущерба от ДТП (если автомобиль еще не отремонтирован или по акту осмотра), а также провести экспертизу качества ремонта автомобиля, но претензии в случае их возникновения вам надо будет предъявлять уже исполнителю ремонта (СТО). Увы, как показывает практика спорить можно только при откровенных и вопиющих нарушениях, ведь в договоре с СТО вряд ли будут описаны четкие сроки, гарантии и требования к ремонту.
Выводы
Как только вы поняли, что вас пытаются обязать платить или незаконно или не совсем законно, вам надо попытаться понять на основании чего с вас вообще требуют деньги. Лучше всего, как можно быстрее обратиться за помощью и консультацией к специалистам.