- Действует постановление № 1236 от 16.11.2015
- Заработал реестр отечественного ПО
- Как поступают заказчики?
- Что делать поставщикам?
- Если вы продавец ПО
- Если вы производитель-правообладатель
- Чего ждать еще?
- Ответ
- В каких случаях можно закупать иностранное ПО?
- 4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:
Который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.
Закон определяет такие критерии для российского ПО:
- исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
- организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
- выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
- ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.
Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.
Действует постановление № 1236 от 16.11.2015
Документ содержит:
- правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
- порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.
Заработал реестр отечественного ПО
До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта , в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».
Как поступают заказчики?
- Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке .
- Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
- Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке .
Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.
Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:
С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.
Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.
Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:
Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.
Что делать поставщикам?
Если вы продавец ПО
Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.
Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.
Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:
- добавить обоснование закупки;
- внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
- отменить закупку.
Ирина Яворская, GosTrader:
Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.
Если вы производитель-правообладатель
Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра , тем лучше.
Чего ждать еще?
Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.
Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).
Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят
Обоснование невозможности соблюдения
запрета на допуск программногообеспечения, происходящего
из иностранных государств, для целейосуществления закупок
для обеспечения государственных имуниципальных нужд
(порядок подготовки обоснованияутвержден
постановлением Правительства РФ от16.11.2015 № 1236)
Заказчиком Государственное областноеказенное учреждение «Центр социальнойподдержки населения по Кольскому району»при осуществлении закупки на оказаниеуслуг по предоставлению неисключительных(пользовательских) прав (лицензий) наиспользование программного обеспечениядля нужд ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району»не установлен запрет на допуск программногообеспечения, происходящего из иностранныхгосударств, установленный постановлениемПравительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Обустановлении запрета на допускпрограммного обеспечения, происходящегоиз иностранных государств, для целейосуществления закупок для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд»,в связи с тем, что программное обеспечение,сведения о котором включены в единыйреестр российских программ для электронныхвычислительных машин и баз данных икоторое соответствует классам программногообеспечения:
системноепрограммное обеспечение и прикладноепрограммное обеспечение,
что ипрограммное обеспечение Microsoft Windows 8.1Pro, являющееся объектом закупки, по своимфункциональным, техническим и (или)эксплуатационным характеристикам несоответствует установленным заказчикомтребованиям к программному обеспечению:
Microsoft Windows 8.1 Pro, являющихся объектомзакупки.
Требования к функциональным, техническими эксплуатационным характеристикампрограммного обеспечения, являющегосяобъектом закупки, установленныезаказчиком,
с указанием класса (классов), которому(которым) должно соответствоватьпрограммное обеспечение
1. Программное обеспечение Microsoft Windows8.1 Pro, относящееся к классу Системноепрограммное обеспечение, должно:
1.1. Обеспечить взаимодействие с ужеимеющимся у заказчика оборудованием исетевыми ресурсами внутренней сетиГОКУ «ЦСПН по Кольскому району»,защищенной (частной) виртуальной сетис Управлением Федерального казначействапо Мурманской области.
1.2. Обеспечитьвзаимодействие суже имеющимсяу заказчикапрограммным обеспечением(ViPNet Client 3.x, Microsoft Office, Microsoft .Net Framework, СКЗИКонтинент-АП,СКЗИ Крипто-Проверсии 3.6 ивыше, Java Development Kit (JDK) версий7.02 и выше,КриптоПро Office Signature),SberSign.
1.3. Обеспечить взаимодействие с Официальнымсайтом Российской Федерации в сетиИнтернет для размещения информации оразмещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг (ЕИС,zakupki.gov.ru), Официальным сайтом Единойинформационной системы в сфере закупок(new.zakupki.gov.ru), Официальным сайтом дляразмещения информации о государственных(муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru),Системой удаленного финансовогодокументооборота-СУФД-online, Электроннойплощадкой РТС-тендер, Информационнойсистемой Web-Торги-КС (http://gz-murman.ru/),Автоматизированной системой«Клиент-Сбербанк», Системой «СбербанкБизнес Онлайн», Программным комплексом«Хранилище-КС», Программным комплексом«Бюджет-WEB».
1.4. Обеспечить поддержку и выполнениеЭлементов управления ActiveX, Компонентаформирования подписи sign.cab, XCrypt1х.cab.
Функциональные, технические и (или)эксплуатационные характеристики
(в том числе их параметры), по которымпрограммное обеспечение, сведения окотором включены в реестр, не соответствуетустановленным заказчиком требованиямк программному обеспечению, являющемусяобъектом закупки
1. Программное обеспечение Microsoft Windows8.1 Pro, относящееся к классу Системноепрограммное обеспечение, полностьюудовлетворяет требованиям:
1.1. Программногообеспечения: ViPNet Client 3.x(ViPNet Client функционируетпод управлениемоперационных системMS Windows: Windows XP SP3 (32-разрядная)/ Windows Server 2003 (32-разрядная)/ Windows Vista SP2 (32/64-разрядная)/ Windows Server 2008 (32/64-разрядная)/ Windows 7 (32/64-разрядная)/WindowsServer 2008 R2 (64-разрядная)),Microsoft .Net Framework (функционируетпод управлениемоперационных системMS Windows: Windows XP SP3 (32/64-разрядная)/ Windows Vista SP2 (32/64-разрядная)/ Windows 7 (32/64-разрядная) /Windows 8 (32/64-разрядная) /Windows 8.1 (32/64-разрядная) /Windows 10 (32/64-разрядная)),КриптоПро Office Signature(КриптоПро Office Signatureреализован какнадстройка дляMicrosoft Office и функционируетво всехоперационных системахMicrosoft Windows, поддерживаемыхMicrosoft Office 2007/2010/2013 (дляпроцессоров x86/x64)), InternetExplorer 8.0 и выше(функционирует подуправлением операционныхсистем MS Windows: Windows XP SP3(32/64-разрядная) / Windows VistaSP2 (32/64-разрядная) / Windows 7(32/64-разрядная) / Windows 8(32/64-разрядная) / Windows 8.1(32/64-разрядная));
1.2. По работе на Электронной площадкеРТС-Тендер (Для работы электроннойплощадке РТС-тендер необходимо корректноустановить и настроить программноеобеспечение (ПО). Все нижеперечисленноеПО работает только с операционнымисистемами Windows, начиная с XP SP3 и выше(серверные ОС не поддерживаются));
1.3. Информационных систем: Системойудаленного финансовогодокументооборота-СУФД-online (одно изтребований: Операционная системаMicrosoft Windows 2000/XP/7), Автоматизированнойсистемой «Клиент-Сбербанк» (Прикоммутируемом доступе — MS Windows 2000, XP,Vista, 7 и выше; при доступе через Интернет- MS Windows 2000, XP, Vista, 7 и выше; также ОС должнаподдерживать поддержку сетевых протоколовTCP/IP и FTP и русского языка; дополнительнона компьютере пользователя должен бытьустановлен пакет Microsoft Data Access Components(MDAC) версии 2.6 и выше), Системой «СбербанкБизнес Онлайн» (Рабочее место пользователяклиента банка, применяющего каналдоступа Интернет-Клиент, должно отвечатьследующим требованиям: ОС Windows XP SP2 ивыше; Браузер Microsoft Internet Explorer версии 7.0и выше);
1.4. По работе с Элементами управленияActiveX (управляющие элементы ActiveX официальнообрабатываются только Microsoft Internet Explorerи операционной системой Microsoft Windows).
Возможна ли закупка операционной системы Microsoft Windows, программ Microsoft Office не нарушая постановления правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Ответ
Как защищаться при конфликте интересов: 4 судебных спора, в которых суд встал на сторону заказчика
В контрактной системе между заказчиком и участником закупки не должно быть конфликта интересов. Один из принципов закупок — это честная конкуренция. Заказчик не имеет права для кого-то из участников закупки создавать более выгодные условия. Мы разобрали самые резонансные дела, чтобы показать, какие аргументы заказчику лучше использовать в суде.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск ПО иностранного происхождения . Запрет на допуск при закупках устанавливается на программы для ЭВМ иностранного происхождения; базы данных иностранного происхождения; исключительные права на ПО иностранного происхождения; права использования ПО иностранного происхождения.
Запрет на допуск устанавливается независимо от вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных; формы реализации ПО и баз данных — на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи.
Но есть исключения:
Заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения в случаях:
—
.
В таких случаях заказчик подготавливает, утверждает и размещает в день размещения извещения об осуществлении такой закупки в ЕИС, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Т.е., например, если компьютеры «докупаются» к уже имеющимся, и должны быть совместимыми с ними, с ПО, на них установленным, (есть характеристики, по которым ПО, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям), то заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Но обязательно размещает в ЕИС обоснование невозможности соблюдения данного запрета.
С 1 января 2016 года действует запрет на допуск программного обеспечения (далее — ПО) и прав на него, происходящего из иностранных государств. *
Запрет на допуск ПО иностранного происхождения установлен (далее — Постановление № 1236).
На какие программные продукты распространяется запрет
Запрет на допуск при закупках устанавливается на:
- программы для ЭВМ иностранного происхождения;
- базы данных иностранного происхождения;
- исключительные права на ПО иностранного происхождения;
- права использования ПО иностранного происхождения.
Запрет на допуск устанавливается независимо от:
- вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных;
- формы реализации ПО и баз данных — на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи.
Ситуация: нужно ли устанавливать запрет на допуск при закупке исключительных и неисключительных прав на ПО
В каких случаях запрет на допуск не устанавливается
При планировании и подготовке извещения, документации заказчик определяет, имеется ли в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр) ПО российского происхождения, соответствующее тому же классу ПО, что и планируемое к закупке.
Если в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу 1 , что и ПО, планируемое к закупке, то заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Также не устанавливается запрет, если сведения о ПО такого класса включены в реестр, но по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО. *
Кроме того, такой запрет не устанавливается, если закупается ПО или права на него:
- дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- сведения о котором или о закупке которого составляют государственную тайну.
Во всех остальных случаях заказчик обязан установить запрет на допуск ПО иностранного происхождения.
В случае, когда заказчик не устанавливает запрет, он готовит .
Обоснование невозможности соблюдения запрета утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки. Такое обоснование размещается в ЕИС одновременно с размещением извещения. *
Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения утвержден .
Ситуация: необходимо ли размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, по контрактам, заключенным в соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Информация по контрактам, заключенным в соответствии с не размещается в ЕИС.
Если данный случай относится к исключениям из , то заказчику необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств и хранить такое обоснование вместе с контрактом и иными документами о такой закупке.
Нужно ли устанавливать запрет при закупке ПО российского происхождения
При закупке ПО российского происхождения, заказчик также устанавливает запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, за исключением , когда запрет на допуск не устанавливается.
В таких случаях заказчик подготавливает обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с .
Ситуация: должно ли ПО российского происхождения обязательно содержаться в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных
Нет, не должно. Требования, о том, что ПО российского происхождения должно обязательно содержаться в едином реестре не установлено.
1 Класс программного обеспечения — группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных и правилами его применения, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ( формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением № 1236).
Таким образом, в соответствии с установлен запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Запрет на допуск при закупках устанавливается на программы для ЭВМ иностранного происхождения; базы данных иностранного происхождения; исключительные права на ПО иностранного происхождения; права использования ПО иностранного происхождения. *
Запрет на допуск устанавливается независимо от вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных; формы реализации ПО и баз данных — на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи. *
Но есть исключения:
Заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения в случаях:
-когда в едином реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке; *
-когда ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО. *
1 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1236, которое устанавливает запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд.
Как поступить компаниям, которые уже используют иностранное ПО, если по статистике на 95% компьютеров в Российских учреждениях стоит Microsoft Windows, при этом 90% сотрудников используют MS Office?
Давайте разберемся, что же все-таки запрещает это постановление, и в каких случаях российским госучреждениям можно закупать программы иностранного происхождения.
Обратите внимание, что данное постановление запрещает необоснованную закупку иностранного программного обеспечения. Вместе с требованием закупать отечественные программы, была введена необходимость мотивированного обоснования закупок зарубежного, а не отечественного ПО. Ситуация осложняется только тем, что государственным учреждениям толком не объяснили, каким образом на законных основаниях провести закупки нужных программ.
В каких случаях можно закупать иностранное ПО?
Согласно тому же Постановлению, существует две возможности, которые можно использовать для обоснования закупки:
- в реестре отечественного ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- программное обеспечение по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
То есть запрет не действует, если в реестре отечественного ПО нет аналогов нужного вам программного обеспечения или имеющиеся в реестре отечественные программы того же класса не соответствуют требованиям, предусмотренным в документации. Эти возможности нужно использовать в обосновании, главная задача — правильно его сформировать.
4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:
1. описание одного из указанных выше обстоятельств;
2. указание класса программного обеспечения, которому соответствует ПО, являющееся объектом вашей закупки;
3. требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки;
Как правильно обосновать закупку программного обеспечения в рамках запрета на допуск к закупкам иностранного производителя, об этом в статье.
То есть обоснование нужно начать готовить с декларации условия, которое не дает нам закупить российский товар. Затем нужно указать класс программного обеспечения, которому должен соответствовать объект закупки, требования к этому программному обеспечению, а также параметры, по которым программное обеспечение из реестра соответствует, либо не соответствует требованиям заказчика. Таким образом, нужно знать что обоснование – это не просто формальность, а достаточно регламентированный, установленный Постановлением Правительства документ, форму и содержание которого нужно четко соблюдать.
Более того, очень важно понимать, что заказчик при исполнении контракта не вправе заменить программное обеспечение на иное, если сведения о нем включены в реестр. Это связано с тем, что разрешает заменять товар на более совершенный в процессе исполнения контракта. То есть ситуация может сложиться следующим образом: поставщик говорит о том, что именно хочет улучшить и предложить товар иностранного происхождения. Законодатели уже предусмотрели эту ситуацию и внесли поправки в Постановление.
Получается, что нельзя допускать замену программного обеспечения — оно должно быть российского производства и, при этом, совпадать с тем, какое было указано в заявке на участие в процедуре. Также, запрет действует при закупках у единственного поставщика. Далее что касается правоприменительной практики. Для примера рассмотрим одно из последних решений управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Заказчик принял решение указать торговое наименование программы, которое требуется для того, чтобы продлить уже имеющуюся лицензию, и не устанавливать ограничение, так как он уже указал, что программа является иностранной. Как рассматривает антимонопольная служба такие действия заказчика? Естественно, была подана жалоба . И участник указал на то, что не была применена ст. 14, которая регулирует ограничения импорта.
Контрольный орган среагировал в пользу заказчика. Так произошло потому, что это было продление уже имеющегося на тот момент продукта. То есть, фактически, заказчик указал торговую марку совершенно законно, так как лицензию на продление программ требовалось совместить уже с имеющимся программным обеспечением. И в таком случае при описании объекта, конечно, не требуется включение слов «или эквивалент» после товарного знака. Понятие продления лицензии указывает на то, что заказчик осуществляет пролонгацию договора неисключительной лицензии, а это по решению контрольного органа полностью соответствует статье 1236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»